«Кентавр»: в атмосфере Родригеса и Скорсезе
Такси давно стало частью нашей жизни. Удобно, относительно разумные цены и можно не беспокоиться, как количество выпитого алкоголя отразится на дороге домой. Дмитрий Бортников посмотрел «Кентавра» — фильм, способный продвинуть экшн и триллеры на новую ступеньку в российском кинематографе. Проект от создателей «Хардкора» и «Никто» уже в прокате.
«Кентавр» (2023)
Режиссёр: Кирилл Кемниц
Сценарий: Михаил Зубко
Оператор: Роберт Саруханян
Продюсеры: Илья Найшуллер, Дмитрий Литвинов, Екатерина Кононенко, Эльвира Дмитриевская, Михаил Зубко, Кирилл Кемниц
Саша — таксист, его время ночь, когда он берёт заказы и точно знает о клиентах и местах назначения всё. Ситуация, когда он подбирает Лизу, предлагающую хорошую сумму денег, за то, что он отвезёт её по списку нужных адресов. С этого и начинается ночь откровенных признаний и попыток понять, кто их преследует. Тем временем в городе продолжают пропадать девушки.
«Кентавр» с первых сцен привлекает зрительское внимание, потому что невозможно сразу разобраться, что происходит. Мы видим обрывки, будто бы из «Казни» Ладо Кватании: мужчина, чьего лица мы не видим, выгружает тело девушки из такси в лес. Потом авторы переключаются на героя Юры Борисова, готовящегося к смене. Они используют ещё один тренд современных российских историй — сцену в душе, когда публике показывают широкую спину того, с кем им придётся просидеть на соседнем сидении на протяжении всего фильма.
Создатели отдельное внимание уделяют способности Саши хорошо понимать всех, кто садится к нему в такси. Следом за «Таксистом» Скорсезе герой Юры Борисова ведёт диалоги с теми, кто делает заказ, удивляет их, а между поездками, как и персонаж Роберта Де Ниро, уходит в себя. Но с новой клиенткой Лизой ему приходится «повозиться». Девушка не реагирует на его разнообразные истории о том, как он стал такситом. Она тоже привыкла играть разные роли, поэтому выяснить, кто она и чего на самом деле хочет, главный герой сможет только в ходе совместных поездок.
Конечно, такая история была бы слишком простой, поэтому в «Кентавре» появляется параллельная сюжетная линия. За сашиным такси постоянно ведёт наблюдение персонаж любимчика публики Сергея Гилева. Он разыскивает похитителя и убийцу. Водитель такси идеально подходит под описание, но необходимы неопровержимые доказательства…
Оператором «Кентавра» выступил Роберт Саруханян («Эпидемия»), а вдохновлялись создатели «Драйвом» Рефна, «Криминальным чтивом» Тарантино и «Городом грехов» Родригеса, а ещё старались передать атмосферу «Автокатастрофы» Кроненберга. Следовательно, гонок и сцен на высоких скоростях в фильме хватает, как и сложно выстроенных игр с поиском и поимкой убийцы.
«Кентавр» во многом опережает по части сценария большинство других жанровых российских проектов, старающихся обвести своих зрителей. Фильм не сложился бы без честных актерских работ. Борисов, Талызина, Гилев и эпизодические Кутепова с Верником — жители ночного города и выдают полноценный триллер, способный удивлять, вдохновлять и говорить с публикой на современном языке. К этому можно прибавить саундтрек, собранный Дашей Чарушей и юмор со спецэффектами, благодаря которым создается важный эффект абсолютной реальности происходящего. Картина способна привлечь и тех, кто жить не может без фильмов Финчера и скандинавских нуаров, и тех, кто готов смотреть новое российское кино с широко раскрытыми глазами и удивляться.