«Кольская сверхглубокая»: до дна далеко
В российский прокат выходит «Кольская сверхглубокая», сюжет которой основан на популярной в советское время городской легенде. Дмитрий Соколов рассказывает, что интересного можно найти в российской попытке скрестить фантастику и хоррор на большой глубине.
Кольская сверхглубокая (2020)
Режиссер: Арсений Сюхин
Сценарий: Виктор Бондарюк, Сергей Торчилин, Арсений Сюхин
Оператор: Хайк Киракосян
Продюсеры: Сергей Торчилин, Андрей Шишканов, Александр Калушкин, и др.
В конце 1980-х эпидемиолог Анна (Милена Радулович) вместе с отрядом спецназа прибывает к Кольской сверхглубокой скважине, расположенной в окрестностях Мурманска. Цель группы — понять, что произошло на объекте, и что именно обнаружили инженеры и ученые на глубине более 12 километров. Как вскоре выяснит Анна, работники скважины наткнулись на нечто, угрожающее всей жизни на Земле, и теперь отряду придется решать, как выбраться из шахты живыми и победить неизвестного науке врага.
Советская традиция «страшилок» и городских легенд, расцвет которой пришелся на период «застоя», представляет собой огромный резервуар сюжетов для хоррора, причем во всевозможных вариациях. Попытки обыграть наследие советских страшилок уже предпринимались (например, в «ССД»), а «Кольская сверхглубокая» использует в качестве сюжетной основы возникшую в 1980-е историю о том, что советские инженеры, работающие на самой глубокой шахте в мире, в буквальном смысле слова докопались до дверей ада, и даже смогли записать жуткие звуки «с той стороны». Но сценарий не идет по наиболее очевидному пути, и фильм в итоге оказывается фантастическим боди-хоррором, над которым нависает тень «Нечто».
К чести создателей фильма, они явно стараются по максимуму эксплуатировать потенциал доступной локации. Подземная исследовательская станция выполнена в минималистичном, но вполне правдоподобном стиле, пусть даже зрителям показывают не все ее отсеки. Визуальный стиль дополняется запоминающейся музыкой, вызывающей в памяти карпентеровский пульсирующий бит. Но главный плюс фильма — безусловно, сам монстр и зараженная им территория: чудовище показывают далеко не сразу, однако его визуализация сделала бы честь любому уважающему себя Б-хоррору 1980-х. До появления монстра основное внимание сосредоточено на человеческих интригах, возникающих вокруг попыток исследовательской команды во главе с Анной разобраться в происходящем.
К сожалению, именно здесь кроется самый серьезный недостаток фильма. Хотя сюжет содержит немалый потенциал для экшн-сцен, в фильме их практически нет, их место занимают однообразные разговоры героев и переходы из коридора в коридор. Так что после многообещающего начала сценарий начинает ощутимо буксовать, хотя под конец вновь набирает обороты. Там, где у того же Карпентера была бы кровавая перестрелка с подземным монстром, здесь — закрытые двери и тишина. Финальная погоня чудовища за Анной смотрится как пятисекундный эпизод, лишенный какого-либо саспенса. Наконец, для фильма, в котором задействован настолько хорошо продуманный монстр, в «Кольской сверхглубокой» слишком много внимания уделено перепалкам персонажей, и слишком мало — их попыткам уничтожить неведомого врага.
К счастью, в последней трети фильм сосредотачивается на монстре и побеге выживших из подземного комплекса, в значительной степени искупая свои недостатки. Правда, по своим интонации и построению кино в итоге напоминает не классику Карпентера, а скорее «Левиафан» — но, честно говоря, это тоже далеко не провальный результат.