«Костяной домик»: мама, не горюй!
Обосновавшийся в Лондоне немецкий режиссёр Матиас Хёне снял неожиданное кино о яростной материнской любви. И ещё о том, что никогда не следует распахивать двери своего дома перед незнакомцами. Особенно в грозу. Дмитрий Шаля пишет о «Костяном домике», который стал лучшим по версии зрителей на третьем «Хоррор Фесте НСТ» и может похвастать 100% свежестью на Rotten Tomatoes по отзывам критиков.
Костяной домик / Little Bone Lodge (Великобритания, 2023)
Режиссёр: Матиас Хёне
Сценарий: Нил Линпоу
Оператор: Джоб Райнеке
Продюсеры: Леонора Дэрби, Марк Лэйн, Питер Беван и др.
Где-то в шотландской глуши стоит одинокая ферма. Добраться до неё непросто, да и сами хозяева не очень-то любят общаться с посторонними. Белокурая Мама (Джоэли Ричардсон) предпочитает уединение и в спартанских условиях ведёт своё натуральное хозяйство. Здесь всё на ней: Маме в одиночку нужно заботиться о прикованном к инвалидному креслу Па (Роджер Аджогбе) и дочери-подростке Мэйси (Сэди Совералл). Но Мама не жалуется. Даже когда за окном безумствует буря, в её доме мирно, тепло и уютно. В гостиной горит свет, на столе — свежеиспечённый торт. Семейный праздник по случаю дня рождения Па идёт своим чередом. Пока громкий стук в дверь не ломает этот идиллический вечер.
На пороге — двое парней. Джек (Нил Линпоу) тяжело ранен и истекает кровью. Мэтти (Гарри Кэдби), его младший брат, тут же впадает в истерику и умоляет спасти Джека. По его словам они сбились с дороги, попали в аварию, и теперь брат умирает. Телефон в этой глуши не ловит, до ближайшего госпиталя — много миль. Единственная надежда — на гостеприимство и медицинские навыки обитателей фермы. Словом, спасите-помогите.
К счастью, у Мамы имеется профильное образование, и она профессионально зашивает Джека. А потом начинаются странности. Братья путаются в показаниях, нагло врут своей спасительнице и, разумеется, оказываются совсем не теми, за кого себя выдают. Пришедшему в себя Джеку нужно назад к разбитой машине и старой телефонной будке на развилке дорог — срочно связаться с Лондоном. Мама, хоть и с трудом, но соглашается подбросить его до места аварии.
А тем временем юная Мэйси слушает по радио новости о крупном ограблении в Лондоне и парочке сбежавших бандитов, которых уже объявили в национальный розыск…
«Все понятно, — скажете вы, — это типичный триллер о незнакомцах в доме, которых не следовало пускать на порог; таких фильмов тысячи». И ошибётесь. Это всего лишь один из множества головокружительных поворотов сюжета, которыми оснастил «Костяной домик» автор сценария (и, по совместительству, исполнитель роли Джека) Нил Линпоу.
Дорвавшийся до своего полнометражного сценарного дебюта Нил из всех сил старается доказать своё мастерство и оригинальность. Что-то ему действительно удаётся. По ходу действия запертая на все замки и засовы ферма всё больше раскрывается, обнажая свои запретные тайны. Связка ключей перекочёвывает в руки Джека и братья буквально откупоривают дом, продвигаясь к разгадке снизу вверх, от подвала к мансарде.
Мама, разумеется, тоже оказывается не той, за кого себя выдает. Её материнская любовь неожиданно обретает совершенно патологические черты. Твист наворачивается на твист, сюжет извивается горной шотландской речкой и стремительно меняет жанр картины, — из триллера в хоррор.
Но странное дело: каждый новый поворот почему-то заводит в тупик и приходится начинать всё заново. В погоне за сюжетными спецэффектами сценарист временами допускает чудовищные и необъяснимые ляпы: герои отправляются за тридевять земель на угнанной полицейской машине, бросают её и потом спокойно возвращаются на ферму на каком-то другом загадочном авто. Таких примеров — множество.
Кажется, что эти непредсказуемые скачки надоели и самому режиссёру. В итоге Матиас Хёне берёт дело в свои руки и выводит-таки фильм на проверенную дорожку, протоптанную им ещё в сатирическом хорроре «Кокни против зомби». Ближе к финалу «Костяной домик» окончательно превращается в криминальную комедию с участием брутальных пацанов из Ист-Энда.
А почему бы и нет? Если это сработало один раз, то обязательно сработает снова.