«Последнее путешествие “Деметры”»: вампир на борту корабля

«Последнее путешествие “Деметры”»: вампир на борту корабля

«Последнее путешествие «Деметры»» — хоррор, основанный на одной из глав романа Брэма Стокера и повествующий о путешествии графа Дракулы в Англию на корабле. Андрей Волков разбирается, какой получилась работа Андре Эвредала и что общего у истории с легендарным фильмом Фридриха Вильгельма Мурнау.


«Последнее путешествие «Деметры» / The Last Voyage of the Demeter (2023)

Режиссёр: Андре Эвредал
Сценарист
: Зак Олкевич, Брэги Ф. Шут, Брэм Стокер
Оператор
: Том Стерн
Продюсеры
: Арнольд Мессер, Хеннинг Мольфентер, Уинстон Аццопарди, Крис Бендер, Брэдли Дж. Фишер, Кристоф Фиссер и др.


Трагическая история экипажа «Деметры», по неведению принявшего на борт корабля древнего вампира, впервые описана в романе Брэма Стокера в форме дневника капитана. Этот сюжет неизменно становился ярким страшным эпизодом в многочисленных экранизациях и переложениях «Дракулы». В порт города Уитби заходит «Деметра», и поднявшиеся на борт люди с ужасом обнаруживают труп капитана, привязанный к рулевому колесу. Корабль-призрак с одиноким телом на борту на десятилетия стал жутким образом смерти.

Лента «Последнее путешествие «Деметры»» находилась в производстве с 2000-х годов. Проект поменял несколько студий, а возглавить съёмки могли бы Роберт Швентке Иллюзия полёта»), Маркус Ниспел Пятница 13-е» 2009, «Конан-варвар» 2011) и даже Нил Маршалл Город монстров», «Хеллбой» 2019). В итоге постановщиком стал Андре Эвредал, на счету которого успешные хорроры «Охотники на троллей» и «Вскрытие Джейн Доу». Фильм был выпущен под крылом одного из голливудских медиагигантов «DreamWorks Pictures», что сразу настраивало на масштабное зрелище с умело встроенной в повествование моралью. Но ожидания увидеть что-то похожее на фантастические работы Стивена Спилберга (он один из владельцев материнской компании «Amblin Partners», подразделением которой является студия «DreamWorks») не оправдались. Влияние одного из главных сказочников Голливуда можно обнаружить разве что во внушительном хронометраже ленты. Причём продолжительность в 1 час 49 минут отнюдь не пошла картине на пользу. Проект можно смело сокращать минут на двадцать, ведь ритм первой половины настолько медленный и неспешный, что сложно избежать сравнения с пульсом Дракулы.

Сценарий Зака Олкевича, автора комедийного боевика Дэвида Литча «Быстрее пули», вышел чересчур простым. Фактически фильм состоит из прямолинейного набора сцен нападений вампира на палубе в ночное время, причём большинство членов экипажа выписаны столь слабо, что сольются для зрителя в малоразличимую серую массу. У режиссёра и сценариста была возможность потратить первые полчаса на знакомство зрителя с командой корабля, однако у авторов были другие планы. Почти всё экранное время они посвятили взаимоотношениям чернокожего врача Клеменса и внука капитана Эллиота Тоби, так что поначалу лента напоминает семейное кино о дружбе взрослого и ребёнка.

Впрочем, популяризация консервативных ценностей, как во многих фильмах производства студии «DreamWorks Pictures», не входила в планы Андре Эвредала. Он не осмелился переписать трагический финал экипажа «Деметры», но также не сумел сделать свой фильм драматичным или хотя бы напряжённым. Учащённый пульс у зрителя может появиться разве что в эпизоде с Тоби, когда он встретил в тёмных недрах корабля обратившегося в вампира одного из членов команды. Всё остальное действие — от редких нападений вампира на палубе ночью до планирования убийства древнего кровососа выжившими членами экипажа — снято режиссёром в отстранённой манере, словно постановка «Последнего путешествия «Деметры»» была навязана Андре Эвредалу студией. Ведь по другим хоррорам режиссёра мы знаем, что норвежец отлично владеет саспенсом и умеет вовлечь зрителя в происходящее на экране и заставить с тревогой наблюдать за судьбами героев.

Кроме Кори Хокинса, чья харизма немного оживила пресный облик доктора Клеменса, запоминается разве что капитан Эллиот в исполнении опытного ирландского лицедея Лиама Каннингэма, да Эшлинг Франчози в роли Анны. Её исполнение роли жертвы вампира, девушки из деревни, взятой кровососом на корабль, чтобы кормиться в пути, было по-настоящему драматичным, что резко контрастировало с апатичным существованием в кадре большинства актёров.

Сам Дракула фантазией создателей был превращён в некое животное с крыльями и хвостом, лишь отдалённо напоминающее человека. Его облик был умышленно срисован с графа Орлока из классической экранизации «Дракулы» Фридриха Вильгельма Мурнау, однако аналогии с шедевром экспрессионизма не только не добавляют ленте постмодернистского шарма, но топят её в пучине морской. Макс Шрек при минимуме спецэффектов, только за счёт вживания в образ человекоподобного существа, создал жуткого монстра, а вот специалист по чудовищам испанец Хавьер Ботет едва ли сможет добавить Дракулу в перечень своих лучших ролей. Лицо актёра в большей части сцен ничего не выражает, а режиссёр отнюдь не спешит использовать «эффект Кулешова», дабы зритель, за счёт соседнего кадра, сам предположил нужную эмоцию героя. Дракула у Ботета вышел похожим на аутиста, особенно с учетом того, что вампир зачем-то повторяет сказанные персонажами фразы, словно не понимает их значение.

Аналогию с аутизмом, уже не Дракулы, но всей ленты усиливают повторяющиеся сцены нападений. Меняются только персонажи, а вот действия вампира — нет. Из-за того, что режиссёру не удалось создать напряжённые сцены атак, особенно заметны штампы в поведении героев, высмеянные ещё во франшизе «Крик». Один член команды зачем-то лезет на мачту, как будто вампир не сможет его там достать, другой, заметив дыру в крышке грузового отсека, решил выяснить, кто же это выбрался из недр корабля, и в одиночестве стал обследовать палубу. Раздражение вызывает даже мальчик Тоби, который несмотря на настойчивые крики Клеменса, чтобы он открыл каюту капитана, как будто специально хочет стать жертвой пробравшегося в помещение Дракулы и не пытается открыть засов.

«Последнее путешествие «Деметры»» изначально был любопытным проектом и мог бы стать достойным ответвлением от канонической истории румынского вампира. Но в итоге получился необязательный середнячок, нестрашный и затянутый, в котором Дракула выглядит таким же аморфным статистом, как большинство актёров. Лишь хорошая игра Кори Хокинса, Лиама Каннингэма и Эшлинг Франчози заставляет немного примириться с этим многострадальным проектом.

Share on VK
Андрей Волков

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
WordPress: 11.94MB | MySQL:106 | 1,153sec