«Матриарх»: я накормлю тебя гнилью, я покажу тебе разложение
Некоторые отношения с родителями могут напоминать фильмы ужасов и сниться в кошмарах. В фильме «Матриарх», выходившем на платформе hulu, это сравнение обретает зловещую правдивость, убирая оттуда любой намёк на шутку. Наташа Анопа прочувствовала этот фильм душой и рассказывает, почему это кино достойно просмотра.
«Матриарх» / Matriarch (2022)
Режиссёр: Бен Стейнер
Сценарист: Бен Стейнер
Оператор: Алан С. МакЛафлин
Продюсеры: Эйн О’Фаолейн, Йен Шарп,
У человека, бегущего от детских травм и воспоминаний, за спиной нередко натянута резинка, конец которой ведет в дом детства, пусть и не любимый, и даже не родной.
И в один прекрасный день, когда беглец укрылся и притаился, резинка начинает с двойной силой тянуть его обратно, заставляя потерять чувство времени и пространства, а заодно и чувство себя самого.
Именно это и происходит с главной героиней фильма «Матриарх» Лаурой (Джемайма Рупер). Она сбежала из дома, построила успешную карьеру и будто бы даже оклемалась от ужасов внутрисемейных отношений, но внезапный звонок матери и галлюцинации после передозировки кокаином вновь возвращают её в формально родные края.
Всё это время детские травмы были укрыты клеёнкой, но труп так и не был похоронен.
Процесс гниения не останавливался ни на секунду, и когда Лаура решила приподнять завесу, там уже образовалась разъеденная трупными жидкостями яма – голодная и требовательная.
«Матриарх» анализирует тему семейного абьюза, в которой дети, если не всегда, то очень долго, остаются уязвимыми и ранимыми, а родители – авторитарными манипуляторами и тиранами.
Лаура возвращается домой, чтобы найти то, в чём она едва ли сама готова себе признаться: не избавление, а отклик – ту самую любовь, которой ей не хватило в детстве, то самое ощущение, что сейчас может быть всё иначе, чем когда-то.
И хотя героиня осознаёт, что её возвращение основано на манипуляции (её мать Селия (Кейт Дики) утверждает, что сильно больна), дочь всё равно пакует дорожную сумку и едет домой.
Создатели фильма показывают отношения двух женщин в том числе через кадр и цвет: Лаура одета в тёмное, а цвет её кожи сливается с серыми стенами. Дверной косяк отделяет ее от матери: Селия облачена в персиковые тона и буквально пышет здоровьем, находясь в светлой части кадра.
Пока Селия прощупывает дочь на предмет больных мест, хотя и без того прекрасно знает, куда нажать, Лаура словно начинает гнить изнутри. Прошлое становится вампиром, а кровные узы – тисками, въедающимися в разлагающуюся плоть. И если раньше Лаура пыталась спрятать родной дом, словно коробочку, подальше в тайник собственного разума, то по возвращении эта коробочка начинает увеличиваться в размерах, а Лаура – уменьшаться, словно Алиса из сказки Льюиса Кэрролла, чтобы под конец оказаться запертой внутри.
Мать и дочь вступают в вечные словесные перепалки, но настоящая битва происходит вне поля зрения Лауры: гниль и плесень подобралась не только к ней – что-то странное скрывают абсолютно все жители маленькой деревни.
Помимо уловок и словесных ухищрений, Селия постоянно подсыпает что-то в чай дочери. Поначалу можно решить, что мать таким образом хочет «чуть-чуть отравить» Лауру, чтобы помешать той вновь покинуть родную обитель. Однако режиссер «Матриарха» Бен Стейнер подготовил зрителям большой сюрприз, и фильм медленно, но верно начинает мутировать из драмы об абьюзивных отношениях в настоящий фолк-хоррор.
Всё это так или иначе окажется двумя сторонами одной медали: срок разложения детских травм может быть равен человеческому сроку жизни, но человек уйдёт, ведь ему отмерено немного, а процесс гниения продолжится, если его не остановить.
Финал «Матриарха» может разочаровать некоторых зрителей резким переходом в метафоричное фэнтэзи, но, вне сомнений, фильм являет собой пугающе прекрасное зрелище тлена и разложения, сколь дикое и смелое, столь жуткое и безумное.