«Мокрячок Попай»: мясная нарезка на шпинатной фабрике
До российского проката добрался «Мокрячок Попай» – очередной слэшер, вдохновлённый невинными детскими мультфильмами. О том, каким получилось хоррор-переосмысление сюжета про силача, обожающего шпинат, рассказывает Дмитрий Соколов.
«Мокрячок Попай» / Popeye the Slayer Man (2025)
Режиссёр: Роберт Майкл Райан
Сценарий: Джон Дулан, Е.С. Сегар, Кайл Кервин, Джефф Миллер, Роберт Майкл Райан
Оператор: Кори Роу
Продюсеры: Алиса Блазетти, Дилан Эйвери, Кайл Кервин, Ронни Д. Ли, Джефф Миллер, Анджела Релусио, Роберт Майкл Райан, Нэйтан Тодаро, Алекс Такер
Студент Декстер (Шон Майкл Конуэй) вместе с друзьями собирается снять документальный фильм, исследующий городскую легенду о Морячке — загадочном убийце, якобы обитающем на заброшенной шпинатной фабрике. Прибыв туда, компания вскоре обнаруживает, что глупые слухи оказались жуткой правдой: по фабричным коридорам действительно бродит деформированный маньяк, голыми руками разрывающий на части непрошеных гостей.
После того, как в 2020-х начали истекать авторские права на разнообразных мультгероев и авторские сказки, прокат пополнился множеством фильмов, эксплуатирующих культовые образы — от Винни-Пуха до Микки-Мауса — внутри хоррор-сюжетов. В основе «Мокрячка Попая» лежит аналогичный концепт: силач-мореход Попай (впервые он появился в комиксах, но славы достиг благодаря мультфильмам 1930-х) здесь выведен мутировавшим от заражённого шпината монстром, преследующим любого, кто осмелился показаться на его территории. Но одной только переработкой героя фильм не ограничивается: сюжет предлагает и новый взгляд на семейную ситуацию Попая, что придаёт его безумию флёр трагизма. Правда, всплывают эти неожиданные акценты только под финал, а до этого вас ждёт трэш-слэшер с обильным кровопусканием, погонями и прятками.
Большая часть событий происходит на той самой опустевшей фабрике, и потенциал мрачного местечка обыгран неплохо. Повсюду царит полумрак, удушающе узкие коридоры сменяются обширными залами (утопающими в темноте, и оттого ещё более опасными), а цветовая гамма состоит из множества холодно-металлических оттенков. При том, что никакого затейливого оформления локаций в фильме нет, оператор Кори Роу толково играет со светом и углами съёмки, превращая даже банальные склады и лестничные пролёты в зону смерти.
Сценарий тоже времени зря не тратит, систематически скармливая Мокрячку очередную порцию незваных гостей. Уже в открывающей сцене жертвами фабричного потрошителя становятся незадачливые грабители, преследующие девушку, после чего наступает очередь охранника и риелтора. Чуть позже на фабрике объявляется болезненно ревнивый бойфренд одной из героинь, вооружённый, но постоянно паникующий, а оттого всегда готовый выстрелить в любую подозрительную тень. В общем, с динамикой и количеством трупов у фильма проблем нет.
А вот с чем есть, так это с юмором и прорисовкой характеров. Учитывая концепт, в фильме явно могло бы быть побольше шуток, отсылающих к богатому наследию уанлайнеров Попая (взять хотя бы смачное «blow me down!» или «you got a face I likes to touch», что в слэшере звучит особенно зловеще). Но увы, на весь фильм найдётся три мало-мальски забавных фразы, одна из которых звучит в сцене после титров. Дефицит запоминающихся диалогов ощущается и у героев, которые изъясняются утомительными банальностями. Хотя команда разбита на пары, вместо снопа любовных искр между героями проскальзывает разве что неловкий смех. Такому фильму легко можно простить откровенно несуразные сценарные проколы (риелтор, прячась от подступающего Мокрячка в тени, подсвечивает всё вокруг телефоном — вдруг убийца не знает, где искать?), но никак не отсутствие тематического юмора.
К счастью, с главным компонентом слэшеров — убийствами — в фильме всё намного лучше, чем с натужными шутейками. Попай огромными лапищами рвёт людей в мясные клочья и давит черепа, одним уверенным движением ломает кости, а одну жертву даже стремительно скальпирует. Кое-кто, правда, погибнет по собственной глупости, но так даже смешнее, и, учитывая обстоятельства нелепой гибели, в чём-то даже романтичнее! Облик маньяка тоже можно записать в плюсы: получилось простовато, но узнаваемо, а фирменные «руки-базуки» особенно удались. К тому же, показывают Мокрячка довольно-таки аккуратно, в полумраке, скрывающем черты лица, что добавляет его появлениям какой-никакой атмосферы.
Особого упоминания заслуживает заключительная часть фильма, где авторы дают на удивление внятную драму, одним махом превращая Попая из злобного монстра в отчаявшегося одиночку, обезумевшего из-за утраченной любви. Причём внимательные зрители ещё по ходу основной резни заметят несколько намёков в этом направлении, но смысл их раскроется только под самый конец. С одной стороны, в гротескном слэшере подобный ход изображается с неуместной вроде бы серьёзностью, но с другой — сама попытка хотя бы немного возвышает «Мокрячка Попая» над клишированным сюжетом в стиле «молодёжь сунулась на заброшку, а там из бедняжек получились мясные пироги».
По итогу, у Роберта Майкла Райана вышел незамысловатый, но бодрый слэшер с ярким маньяком, способный скрасить полтора часа жизни любителям жанра. Если закрыть глаза на блеклый юмор, и пошире открывать их на сценах с беготнёй или убийствами, удовольствие от «Мокрячка Попая» получить вполне можно.