«Нейросеть»: чёрное зазеркалье
Смартфоны, социальные сети и уже даже нейросети стали частью нашей повседневной жизни. Неудивительно, что связанные с ними сюжеты всё чаще оказываются на больших и малых экранах, будь то эпизод «Чёрного зеркала» или screen-life хоррор. До кинотеатров добрался бельгийский проект «Нейросеть». Полина Николайчук рассказывает, чем примечательна эта история.
«Нейросеть» / #No_Filter (2022)
Режиссёр: Михаэль Дюпре
Сценарий: Михаэль Дюпре
Операторы: Иван Коэн, Тома Рентье
Продюсеры: Себастьен Деллуа, Нур Садар, Франсуа Тувед
Во время отдыха на Бали Анна встретила своего любимого блогера, Жуткого Скотта, который снимает страшные видео-пранки и популяризует ужасы. Парень предложил ей принять участие в записи нового влога, и девушка смогла испугать своего кумира, а заодно продвинула свой блог. В родной город девушка вернулась уже инфлюэнсером с сотнями тысяч подписчиков и зависимостью от телефона.
Зависть в школе, поклонники-фанатики, наблюдающие за каждым шагом, хейтеры и пугающие сообщения в личку — популярность всегда имеет оборотную сторону. Несмотря на кровавую сцену в начале, со вступительных титров кино будто уводит нас к стандартному подростковому ромкому про школу: с обидчиками, отношениями и спортивным залом, где главное — вовсе не физкультура, а то, как ты себя покажешь перед объектом воздыхания.
Тем не менее, первый же урок возвращает нас к жанру. Задумывались ли вы когда-нибудь как влияет самый безобидный фотошоп на реальную жизнь очередного объекта его применения? Тут подмазать, тут убрать, а этот человек и вовсе совершенно лишний на новом кадре — стереть. Ещё «Назад в будущее» учил нас, что исчезающие с фото люди — признак надвигающейся беды. Вот и здесь мы видим весточку о чём-то плохом. Анну мягко предупреждают об опасности через кровотечение из носа у одноклассника, испортившего фото с подружками. Но когда такое было, чтобы люди, тем более в фильмах ужасов, присматривались к знакам?
Бельгийские хорроры постепенно выходят на арену и заслуженно перетягивают на себя пристальное внимание. Совсем скоро мы увидим в кинотеатрах «Мегаломаньяка. Реинкарнацию», а сейчас смотрим «Нейросеть» — не только пугающую возможностями телефона и раздвигающую рамки экрана, но и напоминающую о моральной стороне ведения блогов и различиях между теми, кем мы просыпаемся, и теми, кем мы становимся в отражении смартфона.
К слову, фильм вполне мог бы стать серией «Чёрного зеркала». Он соответствует проекту гораздо больше, чем отдельные серии последнего сезона, и достаточно выразительно напоминает нам об опасностях заигрывания с технологиями.
На уровне эффектов и запугивания проект работает как со скримерами, которых тут немало, так и с деталями. Больше всего создателям нравится работать с зеркалами. Где-то лёгкая улыбка отражается как оскал, передавая привет внимательным зрителям, где-то Анна из зазеркалья неприкрыто пугает свою живую копию: «бу!».
Чёрные глаза виртуальной версии главной героини всегда смотрят прямо в камеру, завлекая зрителей отправиться за собой. С одной стороны, это напоминает, как минимум, недавний нашумевший «Два, три, демон, приди!»; но есть ещё и жуткое впечатление, что именно так зомбировано выглядим мы, когда пялимся в бездны своих телефонов и не можем оторваться от происходящего на экране, даже когда происходит что-то совершенно отвратительное.
«Нейросеть» — кино, не претендующее на гениальность, но отлично справляющееся с задачей если не напугать, то впечатлить и показать жуткую изнанку социальных сетей и напомнить, что они могут быть опасны. Не в таком фантастическом ключе, конечно. Но если ужасы — не отражение действительности и актуальных или психологических проблем, то что тогда?