«Одно целое»: единство душ, переплетенье тел
В прокат выходит «Одно целое», романтический боди-хоррор о том, как двое любящих людей сливаются в экстазе созависимости. Об одном из самых ярких жанровых дебютов последних лет рассказывает Дмитрий Соколов.
«Одно целое» / Together (2025)
Режиссёр: Майкл Шэнкс
Сценарий: Майкл Шэнкс
Оператор: Джермейн МакМикинг
Продюсеры: Элисон Бри, Эрик Фейг, Дейв Франко, Тим Хэдингтон, Лия Буман, Майк Ковап, Дэниел Штайнман и др.
Тим (Дейв Франко) и Милли (Элисон Бри) – давно сложившаяся пара, но отношения у них ощутимо забуксовали. Милли успешно работает учительницей в школе, а вот Тим хочет стать музыкантом уже который год, но без особого успеха. На разницу в профессиональных статусах накладывается еще и напряжение из-за статусов семейных: Милли хочет замуж, в то время как Тим явно не горит желанием менять формат пары. Отправившись однажды на прогулку в лес, ребята внезапно проваливаются в огромную пещеру, где решают заночевать, пока снаружи льёт как из ведра. Но, выбравшись на следующий день, Тим и Милли обнаруживают, что их тела по необъяснимой причине всё сильнее притягиваются друг к другу, а плоть сливается воедино.
Майкл Шэнкс — новичок в полном метре, но не в кинематографе: на его счету — несколько занятных сай-фай короткометражек, а также фэнтезийно-комедийный сериал «Волшебники зеленого континента» о маге, который из мира драконов и демонов перебрался в современную Австралию. Для полнометражного дебюта он сам же написал сценарий (основываясь на собственном опыте совместной жизни), который привлек внимание Дэйва Франко и Эллисон Бри — именно с их помощью проект был запущен в производство. Удачная комбинация семейной трагикомедии с боди-хоррором стала возможна благодаря, во-первых, слаженной актерской работе Франко и Бри, а, во-вторых, за счёт режиссуры Шэнкса, который в полной мере раскрыл сценарный потенциал. Ловко тасуя телесные деформации, мрачный юмор и скримеры, дебютант снял трогательный и очень жизненный фильм о том, как влюблённая пара находит радикальный выход из тупика в отношениях.
Первый плюс — превосходная игра главных звезд. Бри и Франко (женатые уже 8 лет, срок немалый для голливудской пары) органично смотрятся в образах Милли и Тима, изображая очень реалистичный портрет давно привыкших друг к другу людей, которые все прочнее связаны привычкой, нежели любовью или даже страстью. Вялые ссоры перетекают в тихие примирения, вместо спонтанного секса всё чаще нужен крепкий сон, а любого серьёзного разговора о будущем оба — пусть и по разным причинам — настойчиво избегают. Картина банальная, но нарисованная настолько умелыми штрихами актёрского мастерства, что вглядываться в её детали интересно, даже когда Тим и Милли не ведут судьбоносных диалогов и не решают никаких масштабных вопросов. К тому же Шэнкс аккуратно нагнетает напряжение, сначала акцентировав контраст между успешной карьерой Милли и бесплодным музицированием Тима, а затем и вводя в уравнение третьего участника.
И здесь на передний план выдвигается второй плюс — нарастающий каскад ярких, юморных и жутких (часто одновременно) сцен, обыгрывающих идею неумолимого сближения двух тел. Начав с невинных мелочей вроде слипшейся после сна кожи или неожиданно сильных укусов во время поцелуев, Шэнкс медленно и уверенно повышает градус дикости. Во время массажа кости начинают двигаться прямо под кожей. Пальцы внезапно проникают в чужую руку, как в мясное желе. Во время сна клочья волос будто сами лезут в рот.
А дальше — больше (и больнее): в какой-то момент Тима и Милли начинает крутить как сломанных марионеток на порванных нитках, и девушка будет походить на Риган в «Изгоняющем дьявола», а её партнер — на распластанную по полу горстку костей, обернутых в плоть. В одной из лучших сцен Тим прочно застревает в Милли прямо в ходе спонтанного секса посреди школьного туалета, и паре приходится как можно тише разлепиться, а затем и выбраться, не привлекая к себе внимания детей – получится, но не очень. Визуально оформлены телесные страдания по высшему разряду, с обилием практических спецэффектов, «точечным» CGI, и рубленым монтажом, подчеркивающим дезориентацию.
При этом Шэнкс не ограничивается только злоключениями Милли с Тимом. В фильме мелькнут и обезображенные песики (привет, «Нечто»!), и огромная тварь, с которой придется столкнуться в пещере, и будет даже парочка очень атмосферных сцен ночных кошмаров с призраками. А в финале – жутковатая, милая и глубокая сцена воссоединения влюбленных (под идеально подходящую моменту песню Spice Girls!), когда Тим и Милли найдут решение своих проблем. Концентрация хоррора в фильме нарастает постепенно, однако юмор и драма никогда не исчезают, причем комбинирует их Шэнкс с легкостью, достойной восхищения.

Майкл Шэнкс, Элисон Бри и Дэйв Франко на съёмках фильма
За мягкой иронией семейных ссор и захватывающе омерзительными телесными деформациями в фильме обнаруживается обманчиво простая идея насчет граней между автономией и зависимостью. «Одно целое» рассказывает историю о людях, которые любят друг друга, но не готовы вывести отношения на новый уровень, опасаясь потерять себя. Дилемма между привязанностью к другому человеку и желанием сохранить автономию тут решается с предельной чёткостью: подлинный брак подразумевает (а то и требует) созависимости, которая в нём уместна, если не сказать – необходима. А любовь, в свою очередь, предполагает признание в том, что твои собственные чувства серьезно зависят от связи с другим человеком. В этом отношении «Одно целое» — фильм подчеркнуто провокационный: на фоне повсеместных советов о том, как сохранять дистанцию в партнёрстве, Шэнкс прямо говорит, что есть форматы, где такое решение бессмысленно, поскольку речь идёт о качественно ином уровне близости. Телесный гротеск здесь отлично зарифмован с драмой о том, как пара преодолевает страх перехода к этой новой форме связи – принимая все возможные риски и признав глубину своих чувств.