«Перевозчик душ»: ночь темна и полна безумцев
В прокате идёт британский хоррор «Перевозчик душ», в котором известный по комедийным ролям Ник Фрост играет инфернального таксиста. По адресу с таким водителем не доедешь никогда. Почему увлекательная завязка не приводит к любопытному разрешению и почему фильм лучше бы смотрелся как короткий метр, объясняет Максим Ершов.
«Перевозчик душ» / Black Cab (2024)
Режиссёр: Брюс Гудисон
Сценарий: Вирджиния Гилберт
Оператор: Адам Этерингтон
Продюсеры: Ян Ролданус, Микаэла Фередей, Люси Робинсон
Энн (Синнёве Карлсен) и Патрик (Люк Норрис) после проведённого в компании пары друзей вечера в ресторане садятся к с виду обычному таксисту Иэну (Ник Фрост). Патрик настойчиво пытается переночевать у Энн, девушка снова и снова отвечает отказом. Пара переживает непростые времена и может окончательно расстаться. Беременность подруги становится для бойфренда большой неожиданностью, ситуация накаляется до предела. Водитель сначала вроде бы ведёт милую беседу, а потом всё настойчивее советует Патрику отвязаться от Энн. Пассажиры понимают, что до нужного адреса их не довезут. Иэн электрошокером вырубает Патрика и связывает Энн. Только одному шофёру известна конечная точка маршрута.
Британский режиссер Брюс Гудисон чаще работает на телевидении: на счету постановщика сериалы «Доктор Фостер» и «Рождённый убивать». «Перевозчик душ» прошёл мимо крупных жанровых фестивалей, а в Штатах без проката сразу же появился на Shudder. Пожалуй, в первую очередь интерес к фильму вызывает Ник Фрост в роли недоброго таксиста. Комедийного актёра прославила трилогия Эдгара Райта «Кровь и мороженое», в которую входят «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Армагеддец». Однако в последние полтора десятка лет столь же заметных ролей у Фроста нет, и он чаще озвучивает персонажей мультфильмов. В «Перевозчике душ» артист радикально меняет амплуа, а добродушная улыбка сменяется демоническим оскалом.
Завязку фильма Гудисона трудно назвать оригинальной, однако она всё равно интригующая. В мировом кинематографе одинаково часто пассажир берёт в заложники шофёра и наоборот. В «Соучастнике» с Томом Крузом и Джейми Фоксом водителю приходится помогать совершать убийства севшему к нему в машину киллеру. В прошлогодней «Схватке с дьяволом» персонаж Николаса Кейджа наставляет пистолет на шофёра, которого играет Юэль Киннаман, и просит выполнять все его требования. В «Перевозчике душ» более понятная динамика: на время поездки пассажир оказывается во власти у шофёра. Именно человек за рулём решает, куда приедет машина и когда остановится. Иэн сразу же берёт быка за рога и показывает, кто здесь хозяин, тем более когда в руках электрошокер.
Пожалуй, главный и единственный вопрос фильма — куда везёт пассажиров шофёр и почему выбрал именно Энн и Патрика. На неизвестности и строится напряжение в фильме: зрителю легко почувствовать себя на месте пары на заднем сидении. Ночью легко можно наткнуться на психопата с оружием. Вызываешь такси, а оказываешься в бесконечном кошмаре. В первой половине картины то на заднем сидении, то на обочине дороги, то в боковых зеркалах, раз за разом пугая Энн, мелькает бледная тень девушки в светлой одежде. Иэн рассказывает, что много лет назад на этой дороге машина сбила сбежавшую от мужа-абьюзера молодую мать и её дочь. С тех пор призрак ищет своего ребёнка в этих краях, пугая водителей.
«Перевозчик душ» мог бы стать отличным и насыщенным событиями коротким метром. На полнометражное кино история не очень тянет. Чтобы растянуть фильм на почти полтора часа, Гудисон вынужден повторяться. Иэн бьет электрошокером Патрика, Патрик стонет и лежит в полубессознательном состоянии, Энн молит о пощаде и всхлипывает. Разбавляют монотонное действие мимолётные появления призрачной фигуры и пустой трёп шофёра. Камера облетает окружённую мрачными лесами дорогу, показывает высвеченную фарами полосу, сгущается туман. Можно и правда подумать, что шофёр выступает своего рода Хароном, перевозчиком душ, который увезёт пассажиров в ад, но мистическая подоплёка заканчивается на образе безутешной матери.
К сожалению, во второй половине саспенс заметно снижается. Фрост, конечно, хорош в злодейском амплуа, но в одиночку актёр не способен разогнать сбавляющее обороты повествование. Режиссёр усадил трёх персонажей в такси, смог создать таинственную атмосферу, но дальше совершенно не знает, что делать с сюжетом. Можно снисходительно относиться к камерному фильму с небольшим бюджетом, но уж больно хромает сценарий. Поездка должна была закончиться сильно раньше и веселее.