«Кладбище домашних животных: Кровные узы»: в следующий раз похороните меня за плинтусом
До платформы Paramount+ добрался хоррор «Кладбище домашних животных: Кровные узы», ставший приквелом для экранизации романа Стивена Кинга 2019 года. Настасья Горбачевская рассказывает, какой получилась дебютная режиссёрская работа Линдси Бир, и стоит ли тратить на неё время.
«Кладбище домашних животных: Кровные узы» / Pet Samatary: Bloodlines (2023)
Режиссёр: Линдси Бир
Сценарий: Линдси Бир, Джеффри Бюхлер, Стивен Кинг
Оператор: Бенжамин Керк Нилсен
Продюсеры: Лоренцо Ди Бонавентура, Марта Фернандез, Марк Вахрадян
Земля в городке Ладлоу давно прокисла, а потому отправлять усопших в последний путь стоит с осторожностью, если нет желания повстречаться вновь. Племя Микмаков (коренные из Новой Англии и Канады) просили защиты от зла, покоившегося в лесной чаще, но призвали силу более безграничную и непредсказуемую. Возведённый из веток водопад не остановил местных ротозеев — легенда зажила своей жизнью, а похороненные на кладбище домашних животных вернулись.
Окутав кадр мистической дымкой древнего сказания «Кровные узы» бьют по рецепторам зрителей резким проездом грузовика по шоссе, угрожающий шум которого знаком всем, кто однажды смотрел или читал «Кладбище домашних животных». На дворе 1969 год — трагедия семьи Крид ещё впереди, а другой безутешный отец (Дэвид Духовны) предаёт заколдованной земле сына Тимми (Джек Малхерн) — ветерана Вьетнама: герой во что бы то ни стало должен добраться домой живым.
«Кладбище домашних животных: кровные узы» — приквел ленты 2019 года, в потенциал которого не верила, кажется, даже сама студия, а потому наградила ужастик форматом direct to VHS 21 века, то есть релизом на стриминге Paramount+. Зачин сюжета не так далеко ушёл от романа, как может показаться. Рассказчиком летописи гниения бессмертия становится молодой парень Джад (Джексон Уайт) — однажды он станет тем добродушным соседом, который посоветует доктору Криду упокоить кота Чёрча на «заповедной» земле. В романе Стивена Кинга Джад и поведал историю об отце, который похоронил на индейском кладбище сына — солдата Второй мировой. Желанное воссоединение закончилось плачевно для обоих, но сама коллизия выглядит вполне жизнеспособной для сценария ещё одной картины.
Печальное и пугающее «Кладбище домашних животных» Мэри Ламберт разрасталось в другую сторону и обзавелось сиквелом, который сегодня можно назвать смотрибельным. На бумаге кажется, что «Кровные узы» нашли верный путь к франшизе и нащупали кровоточащий нарыв любой эпохи. Вьетнам конкретизировал координаты массовой потери для американской публики и позволил сценаристам Линдси Бир и Джеффри Бюхлеру дотянуться и до другого наследия Стивена Кинга — «Сердец в Атлантиде». Трое друзей, коротавшие летние деньки в детстве в тайном убежище будто мальчишки из «Останься со мной», стали старше и столкнулись с реальностью, где один остался в резервации (Мэнни сыграл Форрест Гудлак), другой попал с огнестрелом в джунгли (Тими), а третий собрался примкнуть к Корпусу мира (Джад).
История взросления на фоне исторических перемен — драматургический конструкт фактически безотказный: прощание с юностью, прощание с родным городом, со старыми убеждениями и любимыми друзьями. Пугающе звучит и зомбированная природа вернувшегося с того света ветерана: если вынести за скобки мистические силы Вендиго, останется ПТСР. Позволит ли травма солдату дышать полной грудью на гражданке, или он так и останется живым мертвецом, который запомнил лишь мерцающие очертания жизни? Пугает даже не ответ на немой вопрос, а то, что сложно им не задаваться.
К сожалению, приходится констатировать, что ни одна из намеченных идей не доказывает состоятельность на деле. Размышлять о том, какими могли бы стать «Кровные узы» решительно занимательнее, чем смотреть фильм, который, увы, выглядит скорее не дебютным для Линдси Бир, а дилетантским. Теги кинговской вселенной остаются безжизненными зазубринами на порогах старого дома: там, где каждая отметочка могла свидетельствовать о новом витке роста, остаются бездумные царапины на бумаге. У приквела был потенциал прозвучать трагичнее и убедительнее экранизации Денниса Уидмайера и Кевина Коша, но фильм бросает все нитки, которые поначалу старательно завязывал в узелок. Знакомые лица, способные привлечь внимание публики вроде Дэвида Духовны и Пэм Гриер («Джеки Браун»), тонут в болоте сценария. Да и сумасбродным жанровым аттракционом категории B стать не получается: в угоду бюджетным ограничениям большая часть расправ происходит за кадром.
В результате «Кровные узы» выглядят так, будто сценарий приквела похоронили на том самом кладбище домашних животных: фильм ожил, но лучше бы не возвращался.