«Слежка»: любая реакция лучше некролога


ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Достижения современных технологий позволяют одним следить за кем угодно и быть в курсе всего, а другим в любой момент оказаться в кадре. Дмитрий Бортников пишет о новом российском триллере «Слежка» и рассуждает о тенденциях в отечественных картинах о маньяках.


«Слежка» (2023)

Режиссёр: Владимир Янковский
Сценарий: Владимир Янковский, Александра Борисова
Оператор: Илья Пугачёв
Продюсеры: Игорь Горн, Наталия Горн, Ольга Янковская


В городе орудует маньяк, полиция находит части и тела растерзанных женщин. Преступник ещё и рассылает видео со своими зверствами. В это же время группа самоуверенной молодежи за деньги устраивает слежки за случайными людьми. Они собирают на них компромат, а потом шантажируют и выкладывают материалы в сеть. Настя только пришла в команду и первое же её задание ставит под угрозу безопасность девушки и всей команды. Теперь перед друзьями встает выбор — заработать и закрыть глаза или быть честными гражданами и сдать убийцу полиции.

Заманивание зрителей начинается со вступительных титров — они совершенно гипнотические и не похожи на те, что обычно используются в русских картинах. Затем люди находят труп, а авторы перескакивают с истории про маньяка на группу вымогателей. Не на каждого хватило времени, и часть просто выступает пушечным мясом для маньяка, зато у других полный набор проблем: родители, деньги, любовь и детские кошмары, до сих пор преследующие их.

Цветокоррекция и общая концепция выстраивают из «Слежки» что-то среднее между «Мертвыми дочерями» и «Мантикорой». Посредственная игра и телевизионная картинка сталкиваются с неожиданными сюжетными ходами и попытками сделать фильм уровня выше, чем мы привыкли видеть в банальных триллерах, где сосуществуют маньяки, жертвы и охотники. У клуба, конечно же, есть свои правила, а нужны они лишь для тривиальных нужд — чтобы побыстрее убрать соперников и переспать с понравившейся девушкой.

Создатели «Слежки», как часто делают их иностранные коллеги, сделали героев не восприимчивыми к тому, что они уже видели и пережили. Никто тут не продумывает, что будет дальше даже на два шага вперед. Участники идут табуном на убой или сами создают ситуации, которые уничтожают всю выстроенную логику повествования, полностью переворачивая позиции на игровой доске.

Кристина Корбут из «Пансиона» Станислава Подгаевского создаёт самый цельный, но очень крикливый и нервный образ. Настя прячет боль, страх и нетерпение за сексом и жесткостью, которые она постоянно требует от своих партнеров. Остальные представители клуба различаются исключительно по именам, их лица не запоминаются, да и нужны они только чтобы свести Настю с маньяком. Дмитрий Пустильников изображает типичного представителя власти, уставшего от нераскрытых дел и семьи, о которой постоянно нужно заботиться и проявлять внимание. Анатолий Голуб создал образ ранимого и ещё в детстве пострадавшего от людей маньяка, у которого есть собственный кодекс и понимание зачем он творит бесчинства, держащие весь город в ужасе и страхе. Он даже придумывает сказку о всем известной героине с ярким аксессуаром, но времени рассказать её до конца у него уже не находится.

«Слежка» больше всего напоминает сериал «Подслушано» и фильм «Спайс бойз», а иногда и просто есть ощущение, что смотришь проходилку компьютерной игры на YouTube, где за героев всё решают другие, поэтому их действия и диалоги выглядят так неестественно и топорно. Очень смущает и телевизионная картинка, полностью подрывающая все ожидания и надежды на неплохой триллер, разгоняющийся только ближе к финалу. Конечно, пока мы ждем новых брутально наглых и утрированно жестоких работ Ладо Кватании и Владимира Зинкевича, можно обратить внимание и на «Слежку», в которой при всех проблемах и минусах есть что-то такое (атмосфера, финал, отношение к жестокости и ужасу), что даёт надежду на расширение жанровых границ.

Share on VK
Дмитрий Бортников

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.02MB | MySQL:110 | 1,793sec