«Пиноккио Гильермо дель Торо»: деревянное сердце Франкенштейна

«Пиноккио Гильермо дель Торо»: деревянное сердце Франкенштейна

Пусть сказки и ассоциируются у нас с чем-то светлым и добрым, многие из них мрачные и жуткие. История Пиноккио, конечно, не сравнится с сюжетами братьев Гримм, Шарля Перро или некоторых народов, но если за дело берется Гильермо дель Торо, жди созданий, которых даже сложно вообразить, и фантастического зрелища, леденящего душу. Геннадий Гусев посмотрел «Пиноккио Гильермо дель Торо» и рассказывает, что получилось у мастера на этот раз.


Пиноккио Гильермо дель Торо / Guillermo del Toro’s Pinocchio (2022)

Режиссёры: Гильермо дель Торо, Марк Густафсон
Сценарий: Гильермо дель Торо, Патрик МакХэйл, Карло Коллоди, Мэттью Роббинс
Оператор: Фрэнк Пэссингем
Продюсеры: Александр Балкли, Кори Камподонико, Мелани Кумбс, Гильермо дель Торо, Грис Гримли, Лиза Хенсон


Анимационный фильм Гильермо дель Торо и Марка Густафсона – новая экранизация «Пиноккио». Если первого все мы отлично помним по таким фильмам, как «Хребет дьявола», «Лабиринт Фавна», «Тихоокеанский рубеж» и многим другим, то со вторым хорошо знакомы лишь критики и любители анимации. Дело в том, что Густафсон – мультипликатор со стажем, ветеран покадровой анимации. Он, например, поучаствовал в создании «Бесподобного мистера Фокса» Уэса Андерсона (впрочем, имя его не оказалось даже в финальных титрах). В проекте Густафсон в основном отвечал за техническую сторону.

«Пиноккио Гильермо дель Торо» заметно отличается от других экранизаций знаменитой детской сказки Карло Коллоди. Действие истории разворачивается в 1930-е годы в фашистской Италии. Мексиканский постановщик с большим  уважением отнесся к оригиналу, сохранив его воспитательный элемент, но изменив многие сюжетные детали и сместив тональность истории с комической и иронической на драматическую, а также придав произведению столь любимую им мрачную неопределённость.

По словам создателя «Хеллбоя», он с детских лет страстно полюбил анимацию вообще и классическую экранизацию «Пиноккио» в частности. Говоря о сказке Коллоди, режиссёр утверждал, что история о деревянной кукле – полноценный фильм ужасов, и он давно мечтает его снять.

Однако мультфильм дель Торо – не только причудливо-мрачная история, в которой нашлось место жутковатым монстрам, запоминающимся антагонистам и удивительным приключениям, но ещё и самый настоящий мюзикл.

Удивительным образом лента получилась одновременно и в меру страшной сказкой (всё же испугать взрослого в произведении может разве только осознание того, как близко происходящие события в «Пиноккио» подобрались к реальности), и нравоучительным рассказом с изящными музыкальными номерами и персонажами, которым сопереживаешь.

Главный герой в версии дель Торо внешне напоминает Человека-амфибию из «Формы воды» (роднит постановки ещё и саундтрек, который для «Пиноккио», как и для истории о запретной любви немой уборщицы Элайзы Эспозито, написал Александр Деспла) и Фавна из «Лабиринта Фавна».

Обнаруживаются в образе Пиноккио также черты одиозного чудовища Франкенштейна: и персонаж канонического романа Мэри Шелли, и Пиноккио дель Торо – детища своих создателей. И Виктор Франкенштейн, и сраженный потерей родного сына Карло мастер Джеппетто преследовали разные цели, но одинаково сильно хотели создать нечто прекрасное. В итоге обоих постигла неудача (одного – фатальная, другого – временная), но именно на внешнем уродстве (Пиноккио получился у Джеппето одноухим и неуклюжим – попросту недоделанным) и заканчивается сходство этих героев.

Ведь для населяющих мультфильм персонажей (надо сказать, зачастую не самых приятных личностей) Пиноккио – не просто странный деревянный мальчуган, над которым можно посмеяться. Для них он в первую очередь – марионетка.

Гильермо дель Торо проводит очевидную, но оттого не менее изящную параллель, ставя знак равенства между Пиноккио, польстившимся на сладкоголосые речи сперва кукловода графа Вольпе, а затем более прямолинейные монологи злобного лидера Подесты, и добровольно склонивших головы перед Бенито Муссолини солдатами.

Впрочем, в отличие от выбравших сторону фашизма итальянцев, Пиноккио вовремя проявляет свободолюбие. Его доброе сердце и бунтарский дух – то, что способно противостоять великому злу. По-своему интерпретируя классический сюжет, дель Торо предлагает задуматься об основополагающих морально-нравственных ценностях. При этом, однако, автор до минимальных значений понижает градус назидательности. История увлекает, а лишь затем наводит на размышления.

Двигателем же сюжета у дель Торо является отнюдь не превращение Пиноккио из эгоистичной куклы в настоящего бескорыстного мальчика. Напротив, в одной из ярких сцен герои буквально просят Пиноккио соврать – в мрачном, но преисполненном надежды на светлое будущее мире дель Торо больше ценится индивидуальность, эмпатия, храбрость и готовность сражаться за свои идеалы и родных до самого конца.

Визуально повествование очень удачно рифмуется с нарративом. Полный тайн и странных существ завораживающий мир, в котором сентиментальная театральность песенных эпизодов симбиотически сочетается с пугающе-прекрасным полумифическим миром Италии 30-х, увлекает с первых же секунд.

«Пиноккио Гильермо дель Торо» – это деконструкция известной сказки, в которой на первый план выходят темы взаимоотношения отцов и детей, трогательная и печальная повесть о добре, которое обязательно победит зло, идущие между строк мысли о важности каждой жизни, а также четкий пацифистский посыл, как никогда актуальный в наше время.

Share on VK
Геннадий Гусев

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
WordPress: 11.95MB | MySQL:109 | 1,047sec