«Пункт назначения: Смертельная игра»: за гранью жизни и смерти

В прокат вышел киноальманах «Пункт назначения: Смертельная игра». В нём собрались несколько сюжетов от разных режиссёров и сценаристов. О том, какими получились эти истории, и почему их не стоит пропускать, рассказывает Андрей Волков.
«Пункт назначения: Смертельная игра» TheRed Book Ritual: Gates of Hell (2025)
Режиссёры: Уго Кардосо, Эрнан Мойано, Доусон Тейлор, Карлос Баэна, Нэйтан Крукер, Сонни Лагуна, Томми Виклунд
Сценарий: Эрнан Мойано, Боб Роден, Нэйтан Крукер, Сонни Лагуна, Томми Виклунд
Оператор: Армандо Аквино
Продюсеры: Михаэль Крецер, Николас Онетти, Карлос Баэна, Рене Руис Диас
Главный герой основной новеллы Робби (Марио Гонсалес Марти), потеряв в автомобильной аварии девушку, отправился в компании друзей в заброшенный дом, чтобы провести «Ритуал Красной книги». Он надеялся оживить возлюбленную, но сверхъестественные силы не спешат освобождать из плена тьмы её душу. Параллельно демонстрируются пять новелл, показывающие столкновение обычных людей с миром мёртвых.
Лента совместного производства Новой Зеландии и Парагвая в оригинале называется «Ритуал Красной книги: Врата ада» и представляет собой сборник разных историй со сквозным сюжетом. Легко заметить, что создатели ориентировались на культовый альманах «Книга мёртвых» (1993). На это указывают как занимающая центральное место «Красная книга», так и остросюжетные вставные новеллы. Но, в отличие от «Книги мёртвых», создатели «Смертельной игры» не озаботились как-то связать вставные эпизоды с основным повествованием. Несмотря на этот недостаток, большинство сюжетов сами по себе хороши и тематически разнообразны.
Авторы «Смертельной игры» демонстрации спецэффектов предпочитают саспенс, для чего применяют весь классический арсенал – мрачные локации, неясные тени, скрипы и шорохи. Финалы новелл оставляют больше вопросов, чем дают ответов, тем самым провоцируя воображение зрителя. Практически каждый вставной эпизод запоминается одним или несколькими мощными скримерами. К числу особенно удачных можно отнести преследование главной героини в тёмном доме ростовой куклой из новеллы «Другая семья». Сцена с выглядывающей из-за угла игрушечной зверушкой, управляемой неведомой силой, получилась столь жуткой не только благодаря грамотно созданной атмосфере, но также игре британки Джорджины Кэмпбелл, продемонстрировавшей искренний испуг рационального человека, внезапно столкнувшегося с чем-то необъяснимым.
Новелле Карлоса Баэны «Травмай», несмотря на отсылки к Джону Карпентеру (вагон атакуют некие существа, пришедшие из тумана), не хватает развития сюжета. Для создания мистической атмосферы постановщик применяет как сюрреалистические видения, так и блуждания персонажа по пустому вагону, в котором уже побывали неведомые существа. У него хорошо получилась иллюзия остановившегося времени, когда уже нет разницы между воспоминаниями, видениями и реальностью. Но сложная композиция создаёт ощущение отвлекающего манёвра от плохо проработанного сюжета. Противостояние героини монстрам из тумана могло бы усилить саспенс, дать волю зрительскому сопереживанию. Увы, ничего подобного в новелле нет, так что она воспринимается скорее как эскиз, что подтверждает и смазанный финал.
Некоторое разочарование от второй новеллы компенсируют эпизоды Натана Крукера «Полночная доставка» и «Без фильтра». Несмотря на сюжетную схожесть первого с «Другой семьёй» (и там, и там главного персонажа атакует игрушка), здесь режиссёр нашел новые краски. Его новелла целиком концентрируется на противостоянии безымянной главной героини (Даниэлла Гулдин) и монстра, прячущегося в игрушке совы. Следуя классическим хоррор-традициям, постановщик показывает чудовище лишь украдкой. Ему удалось выжать максимум из тревожного ожидания, попутно поиграв на подспудном страхе человека столкнуться с чем-то враждебным в собственном доме. Птицеподобный монстр, прячущийся в тряпичной сове, отсылает к популярному в последнее время у хоррормейкеров демону Малфасу, который, согласно легенде, представляет собой антропоморфного ворона.
В эпизоде «Без фильтра» Натан Крукер поиграл на страхах людей перед новыми технологиями, заодно пройдясь по полю «Субстанции». Его герои не меньше персонажа Деми Мур одержимы собственной внешностью, поэтому бездумно используют найденный в сети фильтр, который делает их снимки похожими на фотографии моделей. Однако взамен реализации мечты об идеальной внешности, фильтр деформирует реальные лица людей.
Если «Полночная доставка» отличалась неспешными планами, то в «Без фильтра» режиссёр активно использует клиповый монтаж, скринлайф и субъективную камеру, как бы демонстрируя высокий темп жизни современной молодежи. Гиперболизируя типично подростковое желание нравиться всем и каждому, постановщик ненавязчиво продвигает месседж о внутренней красоте, которой недостаёт современным людям. Желание обрести идеальное тело, не прикладывая к тому никаких усилий, часто толкает людей к косметологам-шарлатанам, от «услуг» которых становится только хуже.
Эпизод Сонни Лагуны и Томми Виклунда «Ящик-сюрприз» может напомнить новеллу о звере в коробке из «Калейдоскопа ужасов» Джорджа Ромеро. Забавно, что в костюм рыбака дуэт постановщиков облачил хрупкую девушку (Лиза Хенни). Как и «Трамвай», их работа кажется не столько самостоятельной историей, сколько эскизом. Режиссёры неплохо справились с интригой (что лежит в ящике?), однако так и не сумели развернуть полноценную сюжетную линию, в результате чего их история предсказуемо оканчивается ничем.
А вот Хьюго Кардозо и Хернан Мойано, авторы сквозной новеллы, сумели заинтересовать даже вполне банальным сюжетом. Уж сколько мы видели историй про нехорошие дома и таинственные артефакты! Кардозо и Мойано с одной стороны не добавили ничего нового, но зато сумели обыграть трафаретный синопсис необычным повествованием. В сценарии отлично обрисованы характеры даже второстепенных героев, каждый из которых наделён индивидуальными чертами. Достойно выглядит и финальный вывод, словно пришедший из «Кладбища домашних животных» Стивена Кинга — мёртвый никогда не вернется в мир живых таким же, каким был. Наша привязанность к близким мешает отпустить и смириться с потерей. Так люди становятся лёгкими жертвами потусторонних сил.
«Пункт назначения: Смертельная игра» вышел неровным, но интересным альманахом. Удач здесь гораздо больше, чем провалов, а на эпизоды Натана Крукера стоит обратить особое внимание. Возможно, в скором времени этот постановщик порадует нас полнометражным сольным проектом.
Читайте также: