«Оно 2»: Стерильная вагина Пеннивайза
В прокате идет вторая часть «Оно» — современной адаптации романа Стивена Кинга от режиссера Андреса Мускетти и команды сценаристов во главе с Гари Доберманом. В отличие от первого фильма, сиквел восторгов не вызывает.
«Оно 2» / It Chapter Two (2019)
Режиссер: Энди Мускетти
Сценарий: Гари Доберман по роману Стивена Кинга
Оператор: Чекко Варезе
Продюсеры: Рой Ли, Дэн Лин, Барбара Мускетти и другие
Дистрибьютор в России: «Каро Премьер» (в прокате с 5 сентября)
Через 27 лет после победы Неудачников над Пеннивайзом зло вновь сгущается над Дерри. Бену, Бев, Стенли, Эдди, Ричи и Биллу предстоит вернуться в родной город, объединиться с Майком и окончательно убить демонического клоуна. Либо умереть.
Первая часть «Оно» (2017) порадовала продюсеров рекордными сборами, а зрителей — бодрым хоррором с фирменными чертами Стивена Кинга (копание в истории, теплая дружеская атмосфера, максимально абстрактное зло). Фильм спотыкался о проблемы режиссуры Андреса Мускетти: имея в распоряжении талант Билла Скарсгарда, вместо действительно жутких сцен он вываливал компьютерные спецэффекты при любом удобном случае. Но столпы, оставленные изначальным сценарием Кэри Фукунаги, химия между главными героями и атмосфера восьмидесятых вымывали почти все горькое послевкусие. Жаль, что этого нельзя сказать о второй части.
Сиквел «Оно» проваливается буквально в каждом элементе. Главная же проблема — режиссура Мускетти. Аргентинский постановщик окончательно расписывается в том, что не умеет снимать что-либо, кроме GGI-порно и предсказуемых джампскейров. Фильм с интересным концептом «Мама» (2013) режиссер утопил в пресных спецэффектах и нескончаемых «бу». Первую часть «Оно» вытянули каст и сценарий, но сиквел столь плотно увяз в одних и тех же приторных приемах, что вытянуть его уже некому. Саспенс отсутствует в инструментарии Мускетти, зато режиссер предлагает зрителю обмазаться несвежим CGI там, где его не требуется: в одной из сцен Неудачники расправляются с ожившей головой и швыряют ее в стену, но даже для съемок неподвижно лежащей головы Мускетти не пользуется муляжом или простетикой. Поэтому не надо удивляться при виде Джереми Рэя Тейлора или Финна Вулфарда с жуткими следами компьютерного омоложения. CGI выглядит как устаревший протез, насильно приставленный к определенным сценам. Если в первом «Оно» была необходимость в использовании компьютерной графики (как минимум — портрет, стилизованный под Модильяни), то сиквел в половине случаев мог бы обойтись практическими спецэффектами.
В «Оно 2» Мускетти плохо сработал и с актерами. Джессика Честейн и Джеймс МакЭвой, известные своими драматическими способностями, здесь вдруг начинают переигрывать. Когда Неудачников запирают в одной комнате, начинается балаган, химии нет ни между актерами, ни между персонажами (спасибо сценарию). По отдельности исполнители чувствуют себя комфортнее, но сыграть свою роль не выходит ни у кого, за исключением Билла Хейдера. МакЭвой, кажется, до сих пор играет в «Сплите» (в нем то и дело просыпается плаксивый ребенок), Честейн либо радушно улыбается, либо льет слезы, бедный Джеймс Рэнсон на протяжении всего хронометража цепко держится за единственную гримасу, а Джея Райана и вовсе не вспомнить после просмотра. Очевидно, Мускетти не донес до актеров, что именно хотел видеть в кадре.
В «Оно 2» отказываются работать даже любимые постановщиком джампскейры: от слишком частого использования и безыскусного расположения они тормозят темп и быстро скисают до надоедливой рутины. Но самое неприятное на этом фестивале промахов — это настойчивое и агрессивное желание Мускетти ссылаться на первую часть, словно «Оно» вышло 50 лет назад и стало всемирно признанной киноклассикой. В «Оно 2» нет ни одного нового приема, все заботливо перенесено из первой части.
Второй виновник несостоявшегося праздника — сценарист Гари Доберман. Два года назад он вместе с Чейзом Палмером перелопачивал скрипт Фукунаги. Теперь же Доберман сработал соло, поэтому сиквел наполнился его фирменными диалогами под грифом «бессмыслица», стерильностью и плохим юмором. Также сценарист задал вихляющий ритм и не смог выдержать баланс между оригинальным настроением сцен и маниакальной тягой втереть зрителю прописанные капслоком референсы (все это, разумеется, тоже фирменное добермановское). В одном из интервью Честейн обещала сцену с немыслимым количеством крови, но фанаты Питера Джексона могут успокоиться: на деле это оказалось мертвой отсылкой к «Сиянию», прерываемой еще одной отсылкой к «Сиянию». И это не замаскированные кивки фанатам, а две самые популярные и давно разобранные на пародии сцены. Также в программе аналогичные по степени свежести оммажи «Психо», «Нечто» и «Крепкому орешку».
Еще одна действительно серьезная претензия к фильму — вышвырнутый на первый план фрейдистский подтекст. Чтобы сразиться с Оно, протагонисты входят в коллектор: крупный план, проговариваемое слово «дыра». Далее спускаются в люк — крупный план еще одного проема и спуска в него. Затем — еще один спуск, и снова крупный план на округлом отверстии. Далее герои проходят через расщелину — и опять мы видим крупный план и слышим проговариваемое слово «щель». Освоившись внизу, герои смотрят вверх и видят фактически вульву. Но это еще не все. Когда Пеннивайз сражается с протагонистами, его лицо превращается в vagina dentata, которую мы уже наблюдали в первой части. И единственное, что может причинить ему/ей вред, — фаллический символ. Такие подтексты не редкость, но обычно их приходится искать, специально рассматривать, выбирать оптику. У Мускетти и Добермана они затмевают даже дорогостоящий каст, и концепт, что все хтоническое и женское — это зло, просто невозможно игнорировать. Попытка напугать зрителя вульвой, как в античности, это не смешно, не страшно и даже не нелепо. Это прискорбно.
Даже если представить, что провалов в «Оно 2» было бы меньше, ультразатянутый хоррор на три часа — это все равно разновидность абьюза. Причем время здесь растягивается без цели: в романе у персонажа Генри Бауэрса была важная функция, но в фильме Мускетти он просто удлиняет хронометраж.
Чтобы наконец-то сказать хоть что-то хорошее, стоит вспомнить имя, от которого веет честной работой, — Томми Ли Уоллес. Режиссер первой экранизации «Оно» не был в восторге от своего фильма (особенно от финальной битвы, которую снимал исключительно по требованию продюсеров). Но время расставило все по своим местам: «Оно» 1990 года — лучшая адаптация одноименного романа. И не только из-за великолепного Тима Карри, но и благодаря режиссуре. Добро пожаловать в Дерри: Ксавье Долан и Питер Богданович всегда будут летать (это не спойлер), а сам фильм — что угли в январском костре. Вы в нем сгорите.