«Ритуал»: психология против демонологии

В прокат вышел мистический хоррор о том, как неопытный приходской священник и бывалый экзорцист изгоняют бесов из отчаявшейся молодой женщины. Дмитрий Соколов рассказывает подробности о фильме, основанном на реальных (и хорошо документированных) событиях недавнего прошлого.
«Ритуал» / The Ritual (2025)
Режиссёр: Дэвид Миделл
Сценарий: Дэвид Миделл, Энрико Натале
Оператор: Адам Биддл
Продюсеры: Росс Каган Маркс, Энрико Натале, Эндрю Стивенс, Митчелл Уэлш и др.
Айова, осень 1928 года. Отец Джозеф Штайгер (Дэн Стивенс) — священник в небольшом городке — узнаёт, что к нему в приход направляют Эмму Шмидт (Эбигейл Ковен), давно страдающую необъяснимыми приступами агрессии. Врачи бессильны, и отчаявшаяся женщина просит о помощи Католическую церковь. Отец Теофил Райсингер (Аль Пачино), эксперт по экзорцизму, начинает серию сеансов по изгнанию демонов, в то время как Штайгер должен стенографировать процесс. Поначалу Джозеф настроен скептически, полагая, что Эмма страдает от душевной болезни, однако с каждым новым сеансом экзорцизма его сомнения слабеют, так что вскоре Штайгер понимает: ему и его коллеге придётся в самом деле сразиться с силами зла.
В основе сюжета «Ритуала» лежит нашумевший в 1930-х годах случай экзорцизма, материалы которого публиковались в журнале «Тайм», а также вышли отдельной книгой. Эмма Шмидт, испытывавшая признаки одержимости ещё с подросткового возраста, согласилась на серию сеансов экзорцизма, которые продолжались с августа по декабрь 1928 года и благополучно завершились под Рождество: после этого женщина прожила в целом спокойную жизнь, а Райсингер и Штайгер дали подробные отчеты о случившемся. «Ритуал» во всём следует традиционной логике экзорцистских фильмов: мистический хоррор сочетается с элементами драмы, тем самым превращая историю борьбы за душу отдельно взятого человека в задачу по преодолению кризиса веры у тех, кто участвует в изгнании бесов. Но, к счастью, это тот случай, когда привычная мелодия сыграна умело, и недостаток оригинальности вполне компенсируется режиссёрской сноровкой.
Динамичный сценарий быстро переходит от знакомства с основными персонажами к экзорцистским практикам, и высокий темп сохраняется вплоть до финальных титров. Основные события разворачиваются на фоне цикла из семи сеансов экзорцизма: по мере усугубления страданий Эммы напряжение между Штайгером и Райсингером растёт, добавляя в сюжет драматизма. Через их конфликт показано противостояние в современном мире религиозной и психологической точек зрения на феномен одержимости. В то время как Штайгер склонен объяснять состояние Эммы пусть неизвестной, но всё же душевной болезнью, Райсингер твёрдо стоит на том, что медицина не может объяснить хотя бы и редчайшие, но всё же реальные случаи демонического вмешательства в человеческую психику.
Пока священники спорят, состояние их подопечной ухудшается, и вокруг церкви сгущается атмосфера всепроникающего зла. Саспенс в «Ритуале» оформлен тоже по классике: здесь пара-тройка скримеров, там жуткая фигура в дверном проёме — приёмы столь же шаблонные, сколь и эффективные, если задействовать их в нужном месте в нужное время. А с этой задачей Дэвид Миделл вполне справляется. Эффект от хоррор-сцен подчёркивается активно задействованной ручной камерой и рубленым, слегка «клиповым» монтажом. Тем самым создаётся постоянное ощущение присутствия за плечом у всех участников событий и привносится налёт динамики даже в чисто разговорные сцены. Сами обряды сняты по всем канонам жанра. Терзаемая демонами Эмма изрыгает проклятья на разных языках, покрывается ранами и левитирует, обещая всем вокруг адские муки — опять-таки, классический набор, с которым Миддел работает уверенно, плавно повышая градус эскалации с каждым сеансом экзорцизма.
Зарубежные критики единодушно разругали «Ритуал», но столь холодного приёма фильм явно не заслуживает. Хотя бы потому, что как художественное целое он всё же работает исправно, хотя и целиком состоит из штампов. Но за счёт актёрских работ Стивенса и Пачино схематичная драма наполняется жизнью, причём основную нагрузку несёт первый, а второй тут выступает наставником, состоявшимся ветераном сражений с бесами. Добавьте к этому неплохие и частые хоррор-сцены, стильно блеклую картинку с коричневато-серой цветовой палитрой и внятный посыл о том, что вера требует осознанного преодоления сомнений, и получите крепко стоящий на ногах экзорцистский хоррор. Возможно, мало какие сцены запомнятся после финала, но во время просмотра заскучать будет сложно.
Читайте также:
«Изгоняющий дьявола»: Коллекция дополнительных материалов
Гони бесов: Топ-6 фильмов про экзорцизм (без «Изгоняющего дьявола»)
«Святая ночь. Охотники на демонов»: экзорцист, боксёр и дьявол
«Экзорцизм»: дьявол на съёмочной площадке
«Экзорцист Ватикана»: имя мне – богохульство