«Сергий против нечисти: Шабаш»: поможем переехать в ад
Очередным борцом с тёмными силами стал бывший священник Сергий, считающий не количество уничтоженных им существ, а деньги, которые за них получит. Дмитрий Бортников посмотрел полнометражную версию «Сергия против нечисти: Шабаш» и рассказывает о юморе в работе Кирилла Кузина и о том, как без огромного бюджета можно кровожадно уничтожать зло, а заодно издеваться над жанрами и самими собой.
«Сергий против нечисти: Шабаш» (2023)
Режиссёр: Кирилл Кузин
Сценарий: Евгений Русак, Кирилл Ситников
Оператор: Кирилл Зоткин
Продюсеры: Игорь Мишин, Максим Филатов, Александр Плотников, Инна Дунаева, Анна Тихонова
В прошлом году вышел сериал «Сергий против нечисти», который снят в формате киносторис, позволяющем смотреть проект залпом, как фильм, или поделённым на серии от одиннадцати до восемнадцати минут. Сергий (Роман Маякин) знакомится с сотрудницей полиции Катей Земцовой (Лукерья Ильяшенко), и после этого они начинают работать вместе: так удобнее и быстрее находить, и уничтожать то, чему не место в нашем мире. Истории монстров тут ещё более неоднозначные, так как у каждого из них есть свои причины и мотивы, что делает нежить «Сергия» более субъективной, чем те, например, что были показаны в «Баффи – истребительнице вампиров» или «Сверхъестественном».
Полнометражный фильм начинается со сцены, цитирующей самый известный эпизод из боевика «Шакал», где одному из героев продают смертельное оружие, а он его решает проверить на продавце. Вот такого рода цитатами и поклонами к классике «Сергий» снабжён даже лучше, чем оружием и современными гаджетами, которые герой умудряется применять максимально эффективно против своих врагов.
С «Шабашем» авторы пошли дальше, и теперь во время поисков нечисти одного порядка герои могут встретиться, например, с Водяным, совсем непохожим на персонажа Сергея Бурунова из «Последнего богатыря», — тут он опасный, склизкий и себе на уме. Опять же, герои из сказок и мифов здесь модифицированы под современность, и у каждого есть какие-то особенности. Например, разновидностей Горыныча много, и три головы — это выдумки авторов легенд. На самом деле это три объекта, скрывающихся, как некоторые герои «Людей в черном», под личиной человека. Пока в «13 клинической» герои судорожно изучают всё, что есть на того или иного демона, Сергий с Катей действуют и проверяют свои теории на практике.
Несмотря на вечное пьянство и женщин, Сергий успевает и кино посмотреть, и в игры поиграть. Радует, что потом он использует приёмы оттуда на практике. Обычно киногерои живут в отрыве от реальности, и кажется, что никогда не видели ничего подобного ситуациям, в которые попадают, за редкими исключениями. Поэтому фразочки из «Мортал Комбата» и приёмы из вестернов быстро идут в ход.
Есть во вселенной Сергия и мощные второстепенные персонажи. Чего стоит только коллега Кати — Кракин (Дмитрий Куликов), который всеми способами пытается вывести главных героев на чистую воду, при этом сам постоянно попадает в неприятности и становится одним из самых комичных участников битвы с нечистью. Когда у Сергия и Кати не хватает знаний, сил и оружия, они обращаются к Тётушке (Ирина Розанова). Она лишь прикидывается простым продавцом свечек, а на самом деле является одной из важнейших ячеек в борьбе со злом и много лет охраняет покой обычных людей.
Разобравшись с основной массой хорошо всем знакомых монстров, герои сталкиваются с мечтающим возвыситься и стать сильнее Вием, которого не смогли до конца раскрыть авторы «Гоголя», зато сделали более сюжетным создатели «Сергия». Для финальной битвы добра со злом Сергий и Катя облачаются в наряды а ля «Ночные стражи», вооружаются огромными пушками и, как в оригинальном «Блэйде», приходят на вечеринку, количеству нечисти на которой позавидовали бы будущий «Воланд» и «Ампир V». Не жалея патронов они уничтожают всех, до кого могут дотянуться. В традициях жанра всё заканчивается многоточием, что даёт шанс Сергию и Кате спасти человечество от ещё очень многих персонажей — даже тех, кого зрители в кино ещё никогда не видели.
Конечно, есть и то, над чем стоит задуматься. Из-за того, что битва с каждым существом здесь выглядит как отдельный уровень игры, происходящее не воспринимается единым проектом. Зато есть стойкое ощущение прохождения игры, которая ещё не поступила в продажу.
«Сергий против нечисти: Шабаш» — это очень хороший пример того, как можно делать то, о чём мечтают все создатели контент, и заодно применять юмор, жестокость и насмотренность. И несмотря на очевидно возросшие бюджеты, хочется, чтобы создатели могли максимально комфортно и масштабно развернуться, и из новой истории про Сергия смастерить настоящий блокбастер, а после можно и про спин-оффы подумать, и другие варианты развития вселенной обсудить.