«Сёстры»: злых людей нет, есть несчастные
В прокат вышел постхоррор «Сёстры» Ивана Петухова. Дмитрий Бортников рассказывает, почему это один из немногих удачных случаев работы с жанром и почему такие картины крайне важны не только для проката, но и для того, чтобы люди, посмотрев, задумались, отреагировали и позвали на помощь при необходимости.
«Сёстры» (2022)
Режиссёр: Иван Петухов
Сценарист: Иван Петухов
Оператор: Максим Смирнов
Продюсеры: Лала Рустамова, Владимир Комаров, Ара Хачатрян, Тимур Асадов
Аня живет с мужем Андреем и сыном Митей. Вот только муж иногда выходит из себя и бьёт жену, и даже есть веские доказательства, которые Аня тщательно документирует на телефон. Вот только Андрей считает, что она сама себя сначала доводит, а потом и бьёт. В доказательство он приводит случай из прошлого, после которого девушка живёт на таблетках и наблюдается у врачей. Есть даже справка, что она не здорова.
В попытках раскрыть правду Аня пишет на одном из сайтов просьбу о помощи, на которую откликается аноним оставляющий свой телефон для связи. После этого жизнь Ани превращается в до и после: ей приходится решать, что важнее, и разбираться со всем самостоятельно или с помощью сверхъестественных сил.
Начинается фильм с угольной анимации, как в историях дель Торо, Бёртона и многих других. Создатели «Сестёр» рассказывают древнюю сказку о том, что на любую силу всегда найдется другая, которая её победит, чего бы это ни стоило, и что бы после этого ни произошло с защитниками. Это ещё один способ авторов фильма достучаться до тех, кому действительно нужна помощь и кто не способен просто взять и оборвать прошлое, обратиться за необходимым и постараться начать всё с нуля.
Отдельно хотелось бы остановиться и на проработке созданного мира: пепел, снег и нагнетающая атмосфера. Всё это поддерживается ещё и с помощью саундтрека в лучших традициях классических хорроров, где о приближении антагонистов с помощью музыки можно узнать заранее.
Всеобщий ужас происходящего поддерживается и элементами скринлайфа, так как Андрей иногда не выпускает Аню из дома, и она видит подъезд и остальной мир со стороны. Помогает играть на нервах зрителя и цифровая фоторамка, где то возникает изображение супруги и ребёнка, то исчезает, как классическая мигающая лампочка на потолке, да и мобильник и интернет становятся предвестниками тех или иных событий.
Ира Старшенбаум тут совершеннейшим образом не похожа на всё, что она играла до этого. У её героини рыжие волосы, она ходит без косметики и в мешковатой одежде, и играет под стать, доводя Аню до грани и подавая ей руку, чтобы справиться со всем вместе. Никита Ефремов и Никита Волков играют мужскую двойственность: один вроде как плохой, второй слишком хороший, но в обоих чувствуется то, что они подавляют и чему не дают выхода, а это обычно крайне плохо заканчивается, как для самих субъектов, так и для их близких. Надежда Маркина сыграла больше, чем первоначально ощущается от её героини: что там у неё было в прошлом и почему она так на всё реагирует так и остается загадкой, зато рассуждать о её молодости и муже можно до бесконечности.
А ещё здесь одна из лучших ролей Ани Чиповской в кино: небольшая, но эмоционально настолько сдержано мощная. Остаётся только радоваться, что она на неё согласилась. Её героиня выступает проводником и помощницей сестёр из названия и угольно-анимационного вступления. Она разговаривает с теми, кому нужна помощь, даёт посмотреть ролики, и уже после, когда собеседницы готовы, объясняет, как вызывать тех, у кого нет жалости и эмоций, для того, чтобы просто уничтожить зло и идти дальше.
«Сёстры», как дебютная картина, наполнена смыслами и возможностями и даёт понять, что Ивану Петухову есть, что сказать себе, продюсерам, критикам и зрителям. Сцены, где героиня режет себя, натуралистично отталкивают, как и места, где герой Ефремова выходит из себя.
Всё это смотрится, как жутковатые, как бы документальные youtube-ролики о том, что происходит, если довериться «сёстрам», и как реальность оказывается страшнее любых кукол, призраков и перевёрнутых крестов. Завяленные жанры здесь полностью отрабатываются, а вышедшие из кинозала люди ещё долго ощущают холодок по спине.
Можно долго рассуждать о тех референсах, которые создатели держали в голове во время съёмок, но главное, что у российского постхоррора наконец-таки началось собственное движение, и есть пути, куда можно развиваться. В отличии от большинства коллег, в «Сёстрах» машина по уничтожению нервов, эмоций и созданию новых страхов действительно работает.