«Метаморф»: калейдоскоп личностей спецагента


УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

На цифровых площадках вышла фантастическая картина «Метаморф» о шпионке, которая после научного эксперимента может принимать любой облик в целях своей работы на ЦРУ. Андрей Волков рассказывает, чем эта работа может зацепить и чего ей не хватает, а ещё вспоминает, в чём её сходства с легендарной вселенной «Людей X».


«Метаморф» / Shifter (2023)

Режиссёр: Мэттью Мардер
Сценарист: 
Мэттью Мардер
Операторы: 
Джеки Бао, Фенг Симу, Джастин Айван Хонг, Оливер Лукач, Ино Янг Поппер
Продюсеры: 
Мэттью Мардер, Адам Чез Коэн, Алан Чемберлен


«Метаморф» — первая полнометражная работа независимого постановщика Мэттью Мардера. Его биография напоминает сказку о Золушке. Мардер родился в сельской местности, где о кино можно было лишь мечтать. Но будущий постановщик целенаправленно шёл к своей мечте, для чего переехал в большой город, окончил Принстонский университет и Американский институт кинематографии, после чего приступил к созданию независимых фильмов. Мардер основал кинокомпанию «91 Red Rams Productions» и продюсировал как свои, так и чужие проекты, в основном короткометражные. Успел Мардер поработать и на телевидении, где в 2019 году запустил сериал «Метаморф», все шесть эпизодов которого снял сам.

Как это нередко бывает, идея, первоначально опробованная на телевидении (впрочем, у Мардера была ещё одноимённая короткометражка в том же 2019 году), нашла своё развитие в кино. Кинодебют Мардера по концепции весьма схож с сериалом, к тому же в ролях задействован практически тот же состав исполнителей. Идея, заложенная в основу фильма (агент ЦРУ в результате научного эксперимента становится метаморфом), любопытна, и при должной раскрутке и лучшей проработке могла бы послужить началом франшизы. Но, к сожалению, результат вышел у Мардера не то что провальный, а скорее посредственный, что, возможно, даже хуже. Ведь над неудачной постановкой могут хотя бы позубоскалить критики и киноманы-остряки, а «Метаморф» и ругать не хочется.

Насколько стерильна актёрская игра Аланны Фокс в роли спецагента Тары Кройдон (она играла эту же роль в сериале), настолько не запоминается, выветривается из памяти вся лента практически сразу после окончания просмотра. Мэттью Мардер, несмотря на профессиональное образование в области сценарного ремесла, допустил главный просчёт автора экшна — он сделал свой фильм однообразным. Заявленная в синопсисе драматическая линия, связанная с переживаниями Тары Кройдон о потере собственной идентичности (ведь она получила возможность на некоторое время превращаться в любого человека, чьим генетическим материалом располагает), так и остаётся декларативной, как и страдания из-за смерти своего отца. Если в сценах драк Аланна Фокс способна изобразить суровое лицо прожжённого спецагента, то вот в драматических эпизодах, когда её персонаж должен раскрываться с человеческой стороны, показывать свою уязвимость и беззащитность, актриса серьёзно недоигрывает.

Режиссёр помогает актрисе как может, монтируя практически весь фильм в клиповой манере, чтобы Фокс не пришлось изображать динамику эмоций, пропускать через себя боль и страдания своей героини. Достаточно лишь смонтировать несколько заученных актрисой выражений лица, почти в духе теории натурщиков Льва Кулешова. Вот персонаж печален, вот задумчив, вот готовится плакать. А можно и вовсе ничего не изображать, а довериться эффекту Кулешова. Если смонтировать нейтральное выражение лица актёра с кадром лежащего в больничной палате умирающего отца или же с видениями и воспоминаниями, то зритель сам решит, какие эмоции испытывает в этот момент персонаж.

В такой легковесной, клиповой манере Мэттью Мардер поставил весь фильм. Спору нет, это придало его фантастическому боевику отличный темп, но в то же время нивелировало все усилия сделать драму о спецагенте, запутавшемся в жизни. Неудивительно, что самые удачные сцены связаны с Хьюго Мединой, играющим начальника Тары Кройдон. Его экспрессивный стиль игры, его эмоциональные споры с Тарой по поводу прошлых и будущих миссий дают фильму Мардера хоть какой-то конфликт, столкновение умов, битву мировоззрений, то есть делают его хотя бы немного отличным от красивого клипа о девушке, выполняющей опасные миссии в разных странах.

«Метаморф» напоминает сокращённый до двух часов мини-сериал, ведь каждая миссия главной героини могла бы стать сюжетом для отдельной серии. Но, поместив в двухчасовой формат сразу несколько шпионских историй, Мэттью Мардер серьёзно проиграл в плане цельности повествования. Даже финальное противоборство Тары Кройдон со своими бывшими работодателями выглядит не как основная сюжетная линия, а всего лишь отдельный эпизод в шпионской биографии.

Научно-фантастическая линия повествования ни разу не выходит на первый план, второстепенна, подчинена экшну. Мы не знаем, как появилась эта чудо-технология, позволяющая спецагенту на некоторое время, словно оборотень, превращаться в других людей, использовать их знания и память. Не ставится и вопрос о моральной составляющей таких экспериментов. Кроме того, мгновенное превращение Тары Кройдон в других людей может напомнить способности Мистик из франшизы «Люди X». И даже приходит мысль, что Мэттью Мардер вдохновлялся вселенной Marvel, встроив образ супергероини в шпионский сюжет а-ля бондиана или «Миссия: невыполнима».

Итоговый результат получился половинчатым. Как фильм на вечер «Метаморф» неплох. Драки, перестрелки, отличная электронная музыка, напоминающая саундтреки из вестернов, открыточные виды разных стран и прекрасная динамика не заставят зрителя скучать. Но, с другой стороны, заявленные серьёзные темы так и остаются нераскрытыми. Перефразируя сюжет фильма, можно сказать, что лента, изначально казавшаяся фантастикой о потере своего «я» в лабиринте фальшивых личностей, обернулась примитивным экшном. Красиво, зрелищно, но в шпионском кино мы видели такое не один десяток раз.

Share on VK
Андрей Волков

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.98MB | MySQL:110 | 0,812sec