«Незнакомцы: Жестокие игры»: Тамара, вынеси попить!
С 22 марта в российском прокате идет сиквел классического хоррора о вторжении в дом «Незнакомцы». RussoRosso увидел в новом фильме скорее традиционный слэшер, чем home invasion, а еще нашел повод посмеяться.
«Незнакомцы: Жестокие игры» / The Strangers: Prey at Night (2018)
Режиссер: Йоханнес Робертс
Сценарий: Бен Кетаи
Оператор: Райан Самул
Продюсеры: Уэйн Марк Годфри, Джеймс Харрис, Роберт Джонс и другие
Дистрибьютор в России: MEGOGO Distribution (в прокате с 22 марта)
Классическому семейству (мама, папа, брат и сестра) предстоит долгое путешествие. Дочка Кинси растет как проблемный тинейджер. От греха подальше мама Синди решает отправить чадо в школу-пансион, на оплату которой уходят все семейные сбережения. Добираться до пункта назначения приходится на машине, и по дороге семья останавливается на ночлег в трейлерном парке. Но последний совместный вечер перед разлукой нарушается стуком в дверь. Стоящая на пороге блондинка вопрошает: «А Тамара дома?» Догадайтесь, что будет дальше.
Десять лет назад «Незнакомцы» Брайана Бертино достигли впечатляющего коммерческого успеха: home invasion с бюджетом в 9 миллионов долларов собрал более 52,5 миллионов в домашнем прокате и почти 30 за рубежом. Эти цифры дались без особых усилий в плане драматургии фильма: у Бертино не было элегантных персонажей, как в «Дождись темноты» (1967) или «Тишине» (2016), а по сравнению с европейским «Захватом» (2010) он и вовсе кажется постным продуктом. Зато Бертино разыграл набор ярких фишек: медленно разворачивающаяся мелодраматическая история, которая предваряет хоррорфест, актеры первой величины в касте, со вкусом выдержанные планы, маячащие на заднем плане жуткие фигуры и, наконец, главный козырь — бессмысленность убийств. Сказанное в финале «потому что вы были дома» работает здесь как причина для старого доброго ультранасилия и множится на неуютное допущение, что мой дом не равно моя крепость. Все это впечатлило много зрителей по всему миру, в мгновение ока сделав «Незнакомцев» узнаваемым тайтлом.
Логичным продолжением этой истории кажется штампование сиквелов до полного истощения франшизы, но вторая часть появилась лишь десять лет спустя. Дирижировать убийцами и отбивающимся семейством доверили Йоханнесу Робертсу, который прошел путь от второсортной продукции до серьезных работ вроде «По ту сторону двери» (2015) и «Синей бездны» (2017). К сожалению, ремесленническое прошлое Робертса именно в «Жестоких играх» пустилось во все тяжкие.
Робертс без стеснения расписывается в любви к оригинальной картине и заимствует оттуда ряд узнаваемых деталей: вопрос о Тамаре, маски антагонистов, общее направление сюжета, в котором неизвестные без видимой мотивации терроризируют ни в чем не повинных граждан. Но, в отличие от Бертино, Робертс никак не может определиться с визуальной частью своей работы. С первых кадров сиквела долгие планы режут глаз своей хаотичностью и необязательностью. А когда к ним добавляется трясущаяся камера и вакханальный зум, подавлять смешки уже тяжело. Иным постановщикам по силам собрать такие приемы в стройный пучок, но Робертс просто мешает их в винегрет — смотрите, не подавитесь. Эксплуатация трюков образца 2008-го (вроде демонстрации антагонистов на бэкграунде) выполнена слишком топорно для возбуждения в зрителе хоть каких-то эмоций. Единственное светлое пятно — это лишенные навязчивого сопровождения скрипки джампскейры, два из которых и вовсе сделаны с выдумкой, достойной похвалы.
Хотя, положа руку на сердце, надо признать, что проблемы киноленты начинают копиться еще на стадии сценария. Вторые «Незнакомцы» отходят от традиционного home invasion в сторону слэшера, и именно тут скрипт становится едва ли терпимым. Слэшер-бум остался далеко в 1980-х, и, чтобы выжить в XXI веке, поджанру приходится избегать прямолинейности и огибать самые избитые тропы. В «Жестоких играх» персонажи делают все те клише, которые стебали 22 года назад в «Крике». Каждый член семейства считает святым долгом поинтересоваться «кто там?». В нужный момент машина отказывается заводиться. Протагонисты в смертельно опасной ситуации ухитряются разделиться целых три раза. Убийцы исчезают и появляются в нужных местах, как заколдованные, а одна из маньячек (Кукольное лицо) может перемещаться на сотни метров не хуже Джейсона Вурхиза. При этом львиная доля убийств представляет собой вялый тычок в район легкого, в то время как слэшеры стали еще требовательнее к разнообразию и визуальному воплощению резни.
Диалоги словно сшиты из реплик фильмов прошлого («зачем они это делают», «это я во всем виновата»), сюжетные деформации варьируются от затяжек (у Кинси бретели бюстгальтера меняют свой цвет) до серьезных пробоин (первое убийство), а персонажей даже картонными нельзя назвать. Судите сами: камера концентрируется на черных ногтях и волосах Кинси, затем на футболке Ramones, а потом на плюшевом мишке. Так картина пытается заявить, что девушка в какой-то момент ступила не туда. Имя отца семейства вовсе не упоминается ни разу (в титрах указано Майк — пускай будет так), а основные действия персонажа не выходят за рамки цитирования Капитана Очевидности и мелких функциональных поручений. И все это происходит на фоне множественных отсылок: «Терминатор», «Техасская резня бензопилой», «Хэллоуин», «Сонная лощина».
Подсластить пилюлю могут несколько интересных сцен (в одной из них героиня сражается с пикапом) и старенький поп- и софт-рок от Bonnie Tyler, Tyffany и Air Supply. Под Total Eclipse of the Heart можно вообще делать что угодно: заниматься любовью со свежевыкопанной подружкой-зомби («Операция “Мертвый снег” 2», 2014) или сражаться с маньяком с топором. Посоветовать сиквел «Незнакомцев» как серьезный хоррор можно лишь тем, кто даже под угрозой расправы не вспомнит ни одного слэшера и не в курсе, что там за тропы такие. Всем остальным обеспечен здоровый смех и, возможно, безрезультатные разговоры с экраном: «Сзади! Он сзади!»
Читайте также:
Путь страшного клоуна к акуле: Фильмы Йоханнеса Робертса
Пять любимых хорроров Йоханнеса Робертса