«Проклятие монахини»: Действуй, сестра
В российском прокате идет спин-офф франшизы «Заклятие», который, по мнению RussoRosso, не удался.
«Проклятие монахини» / The Nun (2018)
Режиссер: Корин Харди
Сценарий: Гари Доберман
Оператор: Максим Александр
Продюсеры: Питер Сафран, Джеймс Ван и другие
Дистрибьютор в России: «Каро» (в прокате с 20 сентября)
1952 год. В отдаленном румынском аббатстве монахиня совершает самоубийство. Это вызывает озабоченность Ватиканской верхушки: католический монастырь в Румынии давно ставил под сомнение свою святость, так тут еще и невеста господня взяла на душу тягчайший грех. Пролить свет на ситуацию отправляют отца Бёрка (Демиан Бишир), священника-детектива. А в напарники он получает юную сестру Айрин (Таисса Фармига), которая еще не успела принять обет, зато иной раз видит такое, что любой чудотворец подивился бы. Но в аббатстве их ждет не тривиальное самоубийство, а нечто более древнее, темное и свирепое.
Франшиза «Заклятие» — «Форсаж» от мира хорроров — разродилась уже вторым спин-оффом: до этого зрителя с переменным успехом пугали куклой Аннабель, а теперь на тропу войны вышел демон Валак в образе монахини (Бонни Ааронс). И хотя за кулисами историй стоят одни и те же люди — продюсер Джеймс Ван и сценарист Гари Доберман, — в качестве рулевых выступают разные лица, из-за чего фильмы шатает из стороны в сторону. Прошлогодний сиквел к «Проклятию Аннабель» под контролем Дэвида Ф. Сандберга вроде бы оставил приятное впечатление, поэтому и надежды на Корина Харди были весьма высоки. Тем более если вспомнить его замечательный дебют «Из тьмы» (2015). Что ж: ваши ожидания — ваши проблемы.
Очевидно, что Доберман уже поисписался: шутка ли, клепать каждый год истории о призраках и нигде при этом не схалтурить. А Харди, впервые работающий с чужим материалом, да еще и в рамках такой большой франшизы, не смог натянуть вожжи где надо. В плане оригинального контента «Проклятие монахини» беден как церковная мышь, зато щеголяет заимствованиями буквально отовсюду, включая воровство целых сцен (привет, «Сайлент Хилл»). Начинать можно откуда угодно: фильм дурашливо игнорирует настроения эпохи (упоминания Второй мировой не в счет), а ведь дополнительный временной флер мог бы усилить эффект старинного замка и творящейся в кадре чертовщины. Но нет: Френчи (Йонас Блоке), житель окрестной деревни, носит под кальсонами вполне современные боксеры, а деревня Бьертан, медвежий угол, на минуточку, в Социалистической Республике Румыния, может похвастаться заведением с капиталистическим названием The Black Bear Bar. И если это покажется придиркой, то готовьтесь загибать пальцы.
Монтаж рушит даже полумертвые попытки создать атмосферу: вот сестра Айрин находится в эпицентре мистических событий под латинское бормотание монахинь и тревожный эмбиент, но одно (не)ловкое движение — и мы уже следим за падре Бёрком в полной тишине. Здесь это не только выглядит топорно, но и выбивает из настроя. Хоррор-арсенал Харди почти целиком состоит из джампскейров — прием избитый, да и сами «пугалки» прописаны далеко не изящно. Но постановщик с упорством заставляет зрителя ожидать очередного «бу!», считываемого минуты за полторы до появления. Здесь же и традиционные для франшизы упражнения с тишиной, и размытые фигуры на фоне, моду на которые заложил давно разложившийся труп «Незнакомцев» (2008) Брайана Бертино. И хотя сами по себе приемы достойные, Харди расставляет их как по учебнику, без намека на фантазию. Испугаться в «Проклятии монахини» можно только в случае, если вы всю жизнь панически боитесь любых джампскейров.
Но и это еще не всё: крупные планы и дерганые движения размывают все экшн-сцены (в «Из тьмы» такого безобразия не было), так что наверняка сказать, что происходит в кадре, тяжело. Серьезные сцены сочетаются с шуточками уровня «Рэмпейджа» (2018), персонажи не чураются уанлайнеров прямиком из боевиков 1990-х, вспыхивают назойливые флешбэки и зловещие вещие сны, а демонический Валак рисует на теле врагини перевернутую пентаграмму — символ, которым пользуются маги для подчинения темных сил своей воле. Из-за тотальной мешанины и фиаско на ниве саспенса фильм в определенный момент становится больше похож на «Сокровище нации» (2004), чем на мистический хоррор.
И все-таки во франшизе «Заклятие» важно не столько качество спин-оффов оригинальной дилогии, сколько сам факт, что у жанрового киноцикла могут быть подобные ответвления. Однако все равно остается горечь, что кроме самого Вана никто не может сладить с его идеями. А ведь каждый из приглашенных режиссеров был полон амбиций. Сандберг после внезапно свалившегося успеха должен был подтвердить свою состоятельность. Леонетти необходимо было показать, что он не только камерой может командовать, но и всей съемочной группой. У Харди тоже окромя «Из тьмы» ничего не было, и лучшего шанса, чем тайтла, принадлежащего чему-то большому и известному, не придумаешь. К сожалению, «Проклятие монахини» — самое слабое звено франшизы. «Проклятие Аннабель» (2014) Леонетти было напрочь стерильным, но хотя бы ровным и без перегибов, а сиквел Сандберга хоть и проигрывал фильму Вана в виртуозности, все же достойно обращался с инструментарием продюсера.
И это вновь возвращает нас к теме, витающей между строк в каждой рецензии на «Заклятие» и его продолжения. Насколько же мастеровитым должен быть Ван, чтобы его «Астрал» и две части «Заклятия» вызывали такой переполох. Кажется, что ничего особенного австралиец не делает (за исключением первого «Астрала», действительно серьезной работы по переосмыслению старых историй о призраках), но до сих пор никто даже близко не приблизился к его уровню. Чем это объяснить? Недостатком опыта приглашенных кинематографистов? Творческим гением Вана? Злым роком и пактом с Люцифером?
Каким бы слабым ни вышло «Проклятие монахини», хочется пожелать франшизе долголетия: рано или поздно появится постановщик, который сможет переплюнуть мастера. Ведь еще совсем недавно и сам Ван был подающим надежды ноунеймом, вечно таскающимся со своим болтливым сценаристом. Во всяком случае, хочется верить в это так же истово, как верует в бога сестра Айрин.