«Тихая ночь, смертельная ночь»: Рождество, приходи, Санта, руби!
В российский прокат вышла обновлённая версия классики рождественского хоррора о том, как добрый маньяк Санта-Клаус наказывает плохишей. Все подробности о радикальном переосмыслении культового слэшера – в рецензии Дмитрия Соколова.
«Тихая ночь, смертельная ночь» / Silent Night, Deadly Night (2025)
Режиссёр: Майк П. Нельсон
Сценарий: Пол Кейми, Майкл Хикки, Майк П. Нельсон
Оператор: Ник Юнкерсфельд
Продюсеры: Эрик Бернард, Скотт Шнейд, Джэми Р. Томпсон, Джереми Терри, Дэннис Уайтхед, Брэд Миска, Люк Дилан Тейлор и др.
В детстве Билли Чэпмен (Роан Кэмпбелл) пережил чудовищную трагедию: на его глазах родители погибли от рук убийцы в костюме Санта-Клауса. Это событие предопределило жизнь мальчишки: повзрослевший Билли каждое Рождество натягивает костюм Санты, берёт в руки топор и отправляется на вырубку плохих людей. Конец очередного декабря Билли встречает в крошечном городке Хэкетт, где устраивается работать в магазин подарков и завязывает отношения с коллегой Пэм (Руби Модин), но хрупкое спокойствие иллюзорно. Невидимый друг Чарли, давно поселившийся в голове Билли, то и дело подталкивает парня к очередному убийству, так что тихая округа вскоре заполнится множеством мёртвых тел.
В середине 1980-х оригинальная «Тихая ночь, смертельная ночь» стала культовым хитом, вызвала общенациональный скандал (возмущённые родители требовали убрать из кинотеатров ужастик про Санту-потрошителя) и породила вереницу очень разных сиквелов, некоторые из которых не имели ни малейшего отношения к исходному сюжету. В начале 2010-х Стивен Миллер (тот самый, что недавно выдал экшн-хоррор «Год волка») поставил добротный ремейк «Безмолвная ночь», следуя схемам классического слэшера. А теперь в режиссёрском кресле — Майк П. Нельсон, автор любопытной постапокалиптической фантастики «Местные» и недавнего ремейка «Поворота не туда». В отличие от своего предшественника, Нельсон подошёл к задаче обновления классики намного радикальней, серьёзно сместив акценты и глубже переработав сюжет, сохранив при этом ключевой концепт маньяка в костюме Санты. К счастью, несмотря на изменения в тональности, ремейк получился ироничным и креативным рождественским хоррором, пронизанным атмосферой развесёлой праздничной резни.

О главном концептуальном изменении важно сказать сразу. «Тихая ночь, смертельная ночь» образца 2025 года — не слэшер в классическом понимании этого термина, но комедийный хоррор, где немало забавных отсылок к оригинальной классике и предостаточно убийств, однако нет упора на физиологические подробности кровопролитной работы Санты. Разумеется, люди тут погибают разнообразно и порой смачно: кого-то Билли просто долбанёт по голове топором, кому-то разобьёт лицо в костяные ошмётки молотком, а злющую приёмную мать насадит на острейшие оленьи рога (фанаты первого фильма наверняка пустят ностальгическую слезу на этом моменте). Но многие смерти показаны мимоходом, кровь хлещет мельком, и фокус внимания Нельсон удерживает не на отдельных убийствах, а на сюжете, юморе и саспенсе.
Что касается первого компонента, то здесь сосредоточены самые занимательные инновации ремейка. Во-первых, теперь Билли постоянно ведёт диалоги с Чарли — голосом в голове (который, как выяснится по ходу дела, не манифестация душевной болезни, а вполне себе отдельный человек), который заодно помогает парню выявлять очередную цель, даёт советы по жизни и вообще оберегает от проблем. Во-вторых, в фильме проработанная романтическая линия, ловко переплетённая с маньячным промыслом Билли. Ну и наконец, у Билли есть обширная предыстория, которой явно хватит на парочку приквелов, и раскрывается она постепенно, поддерживая дополнительную интригу. Короче говоря, в ремейке хватает собственных задумок, и Нельсон умудрился уложить все сюжетные ветки так, что они обеспечивают постоянный интерес к происходящему.

Ход с развитым «внутренним голосом» Нельсон отлично использовал для редкого, но хорошо выдержанного саспенса. Чарли постоянно держит Билли настороже, обозначая грядущие опасности, подсказывает, как и когда нанести удар, а в нужные моменты, наоборот, предостерегает от необдуманных шагов (вроде порыва полоснуть ножом какую-нибудь девочку на глазах у толпы детей). Хорошо работает напряжение и в финале, когда Билли отправляется на поиски своей главной цели, и во флэшбеке с убийством родителей.
Вдобавок, на перепалках Чарли и Билли (а невидимый помощник крайне саркастичен) строится комический компонент, гармонично контрастирующий с фоновым напряжением. За юмор отвечает и роман между Пэм и Билли, в котором Руби Модин порой затмевает даже главного героя. Пэм — это милая, но дикая девушка, склонная к припадкам праведной ярости — она одинаково обаятельна и когда беспомощно рыдает в объятиях Билли, и когда бешено избивает хулиганов хоккейной клюшкой. Стоит отметить ещё короткую, но крайне чувственную сцену в полицейском участке, когда Пэм сталкивается с бывшим, а в воздухе витает флёр порочного эротизма. На фоне блистающей Руби, Роан Кэмпбелл, безусловно, хорошо делает свою работу (у него привычный жанровый типаж «добродушный симпатяга, скрывающий мрачные секреты»), но всё-таки лучше всего у него получились сцены с Модин, в которых между актерами искрит та самая «химия».

Единственный серьезный недостаток фильма — неряшливо поданная заключительная схватка Билли с ещё одним убийцей. Особенно обидно то, что к ней умело подводят весь фильм, и лишь для того, чтобы закончить не какой-нибудь эпической битвой на топорах, а банальным «тыц-тыц» ножом в полутёмном подвале; о результате драки мы узнаем вообще скороговоркой уже в следующей сцене. Спасает положение только ударный эпилог, в котором Пэм лихо размахивает топором, заканчивая дело, начатое Билли — и обозначая задел на сиквел.
У Нельсона получился юмористический, бодрый и набитый занятными находками хоррор, вольная вариация на тему всем известного кино. Да, не хватает зрелищных убийств, но дефицит сочных смертей уверенно восполняется атмосферой кровавого Рождества, и сочетанием густого саспенса с чёрным юмором. Если в рождественский сезон вам хочется погрузиться в романтичный и легкомысленный, но стильный ужастик — «Тихая ночь, смертельная ночь» точно должна стать базовым вариантом.

89