«Улыбка 2»: шире губы, больше зубы
В мировом прокате идёт мистический хоррор «Улыбка 2», в котором поп-звезда сражается с подступающим безумием. Подробности о сиквеле недавнего хоррор-хита читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Улыбка 2» / Smile 2 (2024)
Режиссёр: Паркер Финн
Сценарий: Паркер Финн
Оператор: Чарли Саррофф
Продюсер: Марти Бауэнн, Паркер Финн, Вик Годфри, Исаак Клауснер, Роберт Салерно, Джонатан Фэсс
Знаменитая певица Скай Райли (Наоми Скотт) готовит камбэк после трагедии: год назад в жуткой автокатастрофе её бойфренд погиб, а она чудом избежала смерти. Но громкое возвращение внезапно оказывается под угрозой. Увидев, как давний знакомый свёл счёты с жизнью, Райли вскоре начинает замечать вокруг призраков, скалящихся жуткими улыбками. Её мучают кошмары, нервы на пределе, а налаженный график летит к чертям. Так что Райли нужно как можно быстрее избавиться от навязчивых видений, пока обилие чудовищных оскалов не свело девушку с ума прямо перед новым рывком в карьере.
В 2022-м первая «Улыбка» от дебютанта Паркера Финна стала внезапным кассовым хитом, (почти $220 миллионов сборов при бюджете в $17 миллионов), заодно собрав весьма лестные отзывы у критиков. Для сиквела Финн применил классический подход: все хорошее, что было в первой части, здесь сохранено и улучшено, а сюжет теперь намного теснее переплетает драму с хоррором. Результат получился столь же визуально впечатляющим, сколь и психологически пугающим. «Улыбка 2» эффектно углубляет потенциал первой части, добавляя в привычный концепт достаточно новизны, чтобы держать интерес от первого до последнего кадра.
Сценарий, как и в первой части, строится вокруг семейной травмы, однако если раньше акцент шёл прежде всего на попытки героини понять логику проклятия, то во втором фильме Финн выдвигает на передний план напряжённые отношения Скай с деспотичной матерью. Пока певица пытается разобраться в накатывающем психозе, непреклонная мама Элизабет (прекрасная работа Розмари ДеУитт) вновь и вновь давит на дочь, напоминая о важности предстоящего концерта, железной рукой управляет её расписанием, а в нужные моменты добавляет в арсенал эмоционального шантажа. Наоми Скотт, в свою очередь, превосходно играет отчуждённую и растерянную жертву, застрявшую меж двух огней — мощь драматического потенциала «Улыбки 2» раскрывается во многом за счёт самоотверженного таланта главной звезды. В то время как первый фильм был пусть ярким, но схематичным исследованием насилия в семье, сиквел куда тщательнее исследует проблему токсичного материнства, разрушающего жизнь уже взрослого ребенка.
Несмотря на хронометраж больше двух часов, фильм выверен в плане ритма, и Финн умело выдерживает высокий темп событий, тасуя психологические поединки Скай с Элизабет, головокружительные галлюцинации и красочные репетиции. О музыке вообще надо сказать два слова отдельно. Во-первых, фильм хорошо обыгрывает многие профессиональные риски Скай: от автограф-сессий с криповыми фанатами (и фанатками) до травм на репетиции. Во-вторых, Скотт не только сыграла поп-диву, но и, будучи сама профессиональной певицей, записала для фильма мини-альбом с песнями, звучащими в кадре. Эстетику гламурного концерта и вычурных фотосетов Финн аккуратно дополняет всё более тревожными образами искривлённых лиц, рваных ран и брызг крови, развивая все визуальные приёмы, использованные в первом фильме.
И главный из этих приемов — роскошные саспенс-сцены. Уже в первой части Финн грамотно обыгрывал идею с искажённым восприятием героини, когда проклятье всё чаще мешало ей отличать опасных призраков от обычных людей, лишая возможности связно мыслить. А в сиквеле грань между болезненными видениями и реальными действиями нарушается с изящной беспощадностью. Скай медленно проваливается в болото безумия, с каждым днём увязая всё глубже в обступающих её монстрах, и этот процесс идёт на фоне постоянных ссор с матерью, из-за чего в «Улыбке 2» намного больше напряжения. Финн проявляет недюжинную изобретательность, играя на зрительских нервах. То в толпе мелькнет девочка с хищным оскалом, то друг детства разобьёт себе лицо тяжёлым блюдцем, а буквы в телесуфлёре внезапно сложатся в имя погибшего бойфренда. Одна из лучших сцен — гипнотический танец улыбающихся призраков вокруг Райли, когда толпа чудовищ преследует певицу по всей квартире, отражаясь во множестве зеркал бесконечным потоком изломанных улыбок.
Стильные кошмары не мешают Финну крайне редко (но метко) применять типичные джампскейры: режиссёр предпочитает сцены с «молчащим» саспенсом, напоминающие Джеймса Вана с его «Мёртвой тишиной» или «Астралом». Оператор Чарли Сарофф (работавший и над первой частью) технично меняет ракурсы, переходит с ручной камеры на статичную и хорошо акцентирует ментальное состояние Райли с помощью простого, но эффектного приёма: во время многих диалогов камера смотрит прямо в лицо героини, оставляя прочих персонажей за кадром. В кое-каких сценах отлично работают монтажные перебивки, разрывающие мирную беседу картинами прошлых жертв проклятия. Наконец, финальное сражение Райли с длиннорукой тварью на сцене выглядит чарующе отвратительным, хоть и длится на удивление недолго.
«Улыбка 2» уже собрала богатый урожай похвал в профильной прессе и успешно стартовала в мировом прокате, так что Паркер Финн вряд ли остановится на одном продолжении. Независимо от будущего франшизы, вторая часть истории об улыбающемся зле выглядит достойным продолжением всех знаковых тенденций первой. Это мрачное, красивое и жестокое кино, в котором психология и призраки гармонично сочетаются, образуя динамичное, тяжелое, но всегда захватывающее зрелище.