«Апгрейд»: Неоновый кибердемон
В зарубежном интернете вышел второй фильм Ли Уоннелла, обретший зрительскую симпатию еще во время фестивальных показов и американского проката. До примечательного киберпанка добралась и редакция RussoRosso.
«Апгрейд» / Upgrade (2018)
Режиссер: Ли Уоннелл
Сценарий: Ли Уоннелл
Оператор: Стефан Дускио
Продюсеры: Джейсон Блум, Кайли Ду Фран, Брайан Кэвэна-Джонс и другие
Недалекое будущее. Все больше бытовых функций вроде вождения машины или управления домом люди отдают искусственному интеллекту, но существуют и адепты старой школы. Механик с блеклым именем Грей (Логан Маршалл-Грин) продолжает все делать собственными руками, но от куска напечатанной на 3D-принтере пиццы не отказывается, да и браку с Ашей (улыбающаяся нон-стоп Мелани Валльехо), которая работает на одну из киберкорпораций, это никак не вредит. Вредят браку вызванная ошибкой программы автокатастрофа и встреча с группой модернизированных преступников, которые Ашу убивают, а Грея замысловато подстреливают. Он остается жив, но парализован — двигать может только шеей. Разрываемый беспомощностью и жаждой мести неолуддит соглашается на нелегальное внедрение экспериментального чипа «Стем», который поможет ему вновь обрести радость движения. Передовой искусственный интеллект не только поможет ему управлять руками и ногами силой мысли, но и станет приятным собеседником, а также надежным партнером в деле мести. Грею предстоит найти виновных и не спалиться (для всех он остается парализованным механиком), а также разобраться, кто же он теперь: человек или машина?
Сюжет, который в «Черном зеркале» Чарли Брукер превратил бы в очередную архаичную социальную страшилку, режиссер Ли Уоннелл, более известный как сценарист франшиз «Пила» и «Астрал», пустил по рельсам брутального киберпанка. Не убер-гуманистического, как это остроумно сделал Дункан Джонс в «Немом», и не плакатного, как Дени Вильнев исполнил в «Бегущем по лезвию 2049», а завораживающе расчетливого. Ровно настолько круто сваренным, надо думать, видел свое детище Ридли Скотт, когда придумывал открывающую сцену, где Рик Декард вырывает челюсть непокорному репликанту. В оригинальном «Бегущем по лезвию» этой сцены в итоге не оказалось, в сиквеле Вильнева она фигурирует в травоядной версии. Режиссер Ли Уоннелл же, ранее тренировавшийся только на «Астрале 3», не постеснялся вернуть киберпанку не только хтонь архитектурных скелетов, но и насыщенный вкус настоящей крови.
Достаточно добавить сюда непрекращающуюся симфонию стробоскопа и невозмутимое лицо Логана Маршалла-Грина, которого в шутку продолжают называть бюджетным Томом Харди (на самом деле, не так уж и похож), чтобы рассмотреть в «Апгрейде» родство не столько с главными картинами про роботов и людей, сколько с неоновым демоном Николасом Виндингом Рефном. Уоннелл отправляет Грея в путешествие в самое сердце тьмы при помощи трехгрошового детектива и сочно выстроенных схваток, одновременно работающих как тест на эмпатию. Святая вера в рациональное, воплощением которого является искусственный интеллект, разбивается о простейший парадокс: человека делает человеком не его умение мыслить логически, но дар этого не делать. А в таланте жить без иллюзий и амбиций с микросхемой соревноваться, безусловно, затруднительно.
В контексте «Апгрейда» также примечательно, что в фильмографии Маршалла-Грина уживаются «Прометей» — сайфай-миф о встрече с создателем, то есть сюжет о жажде получить ответ на главный вопрос — и сериал «Наемник Куорри», где вернувшийся из Вьетнама солдат не может адаптироваться на гражданке (единственная опция для него — продолжить убивать). Подобно этим фильмам лента Уоннелла балансирует между надеждой и отчаянием, завораживающей красотой лофтов и угнетающей разрухой в трущобах, нежными улыбками и изуродованными лицами, олдскульной романтикой и модернизированным отношением к телу и гендеру. Вечная жизнь новой плоти, впрочем, по Уоннеллу, еще одна большая человеческая иллюзия: и с новыми технологиями человеку нужен человек — это главное.