СVODка находок: «Пустота», «Песнь тьмы» и другие новые хорроры
Есть ли жизнь после смерти? Существует ли спасение от безобразных хоррор-антологий? Как выжить в армии после курса молодого бойца? RussoRosso продолжает держать руку на пульсе и рассказывает обо всем страшном и непонятном, что происходило в апреле на цифровых интернет-площадках.
«ОТКРЫТИЕ» / THE DISCOVERY
(реж. Чарли МакДауэлл, 2017)
Смотреть онлайн: Netflix
Грандиозное научное открытие существования жизни после смерти дало отмашку бесцельным массовым самоубийствам людей, готовых променять свои тревоги и неудачи на призрачный второй шанс.
Netflix продолжает радовать проектами, которые на словах кажутся лучшими фильмами на свете, тогда как в реальности титров приходится ждать под шум своих скрипящих зубов. МакДауэлл дебютировал под присмотром братьев Дюпласс с камерным и довольно остроумным мелодраматичным хай-концепт-триллером The One I Love (2014).
Первые тревожные рецензии на «Открытие» поступили с премьеры на «Сандэнсе», но и они, кажется, были слишком расположены к этой картине. Второй раз МакДауэлл вновь выступает на территории «Сумеречной зоны» (1983) и с куда более премиальным актерским составом: каждый первый — значительный драматический актер, а смурного Джейсона Сигела, в принципе, можно и потерпеть. Увы, игры с концепцией заканчиваются в первые полчаса, когда становится ясно, что режиссеру-сценаристу, кроме громкой заявки, предложить-то больше и нечего. Дальше акцент сдвигается на выяснение сложно выстроенных отношений между центральными действующими лицами, ну а под самый финал МакДауэлл начинает цитировать такие фильмы, что все происходящее начинает вызывать нестерпимое чувство неловкости за всех участников.
«ВОЛКИ У ДВЕРИ» / WOLVES AT THE DOOR
(реж. Джон Р. Леонетти, 2016)
Смотреть онлайн: Amazon | VUDU | Google Play
На дворе 1969 год. Четверо друзей отправляются на отдых в загородный дом, не догадываясь, что его заприметили члены «Семьи» Чарльза Мэнсона.
Свой единственный шок фильм «Волки у двери» вымаливает у зрителя начальными титрами, или не титрами даже, а студийными логотипами: Warner Bros не самые частые гости в жанре, а уж прямой выход на носителях сообщает особенно экстренный характер. Ничего удивительного — просто дуэт режиссера-оператора Леонетти и сценариста Гари Добермана, ответственный за чудовищное «Проклятие Аннабель» (2014), определенно готовился к выходу в широкий прокат и агрессивной промокампании. Увы, фильму не хватает сюжетного «мяса», персонажей и банальной атмосферы даже на неполные полтора часа — это страшно стереотипный, скучный и бессмысленный слэшер, незаслуженно привязанный к реальной трагедии и потому щеголяющей бюджетным ретро в духе великого «Зодиака» (2007) Дэвида Финчера.
«ПУСТОТА» / THE VOID
(реж. Джереми Гиллеспи, Стивен Костански, 2016)
Смотреть онлайн: Amazon | VUDU | iTunes | Google Play | Microsoft
Находящийся на ночном дежурстве полицейский Дэниел Картер привозит в больницу израненного молодого человека. Здание тут же окружают люди в белых балахонах, а в стенах госпиталя начинает литься кровь.
При всех легко угадываемых аллюзиях и постоянном упоминании критиками Джона Карпентера, Говарда Лавкрафта и Стюарта Гордона больше всего «Пустота» отсылает не к большим классикам, а к недавнему «Из тьмы» (2015). Тоже очень крепкий и старательный фильм ужасов изо всех сил, в котором конечная сумма намного слабее всех слагаемых. Гиллеспи и Костански прекрасно понимают, как должен выглядеть крутой и впечатляющий хоррор: почти все мощные спецэффекты в фильме сделаны по старинке, поэтому каждый вменяемый поклонник жанра обязан визжать от восторга. Но в любом крутом хорроре есть место если не персонажам и сюжету, то по крайней мере большой актерской фактуре (см. грандиозный ансамбль карпентеровского «Нечто», 1982). «Пустота» мало того что позволяет себе периодически спотыкаться и ощутимо притормаживать, так и в плане сценария не предлагает вообще ничего внушительного. Из всего актерского состава выделяется разве что Дэниэл Фазерс в роли гоповатого охотника за нечистью.
«БЕТАНИ» / BETHANY
(реж. Джеймс Каллен Брэссак, 2017)
Смотреть онлайн: Amazon | VUDU | iTunes | Google Play | Microsoft
Клэр и Аарон — молодые супруги на изломе отношений — переезжают в старый дом, доставшийся им после смерти матери Клэр. Как это часто бывает в фильмах ужасов, кроме супругов там обнаруживаются посторонние.
Нет ничего хуже смертельно предсказуемого фильма на изъезженную вдоль и поперек тему, а люди-нелюди в стенах за последнюю пятилетку ударно обыгрывались разве что в новозеландских «Привязанных к дому» (2014). При этом вундеркинд Джеймс Каллен Брэссак отнюдь не зеленый новичок — в свои 25 он, напротив, работает с холодным расчетом тертого профессионала и выпускает незаметные малобюджетные хорроры со скоростью печатного станка. Блеклая, плохо сыгранная «Бетани», очевидно, была слеплена на особенно реактивных скоростях и едва ли заслуживает того места, которое теперь занимает на серверах и всех мыслимых VOD-платформах. Странно представить, что кого-то на хоррор могут заманить фигуры вроде Тома Грина и Шеннен Доэрти, но если вас заела необъяснимая ностальгия по «Зачарованным», то Доэрти появляется в фильме минут на десять.
«ТЕМНЫЕ КИНОПЛЕНКИ» / THE DARK TAPES
(реж. Винсент Дж. Гуастини, Майкл МакКуон, 2017)
Смотреть онлайн: Amazon | VUDU | iTunes | Google Play | Microsoft
Хоррор-антология из четырех новелл, рассказанная языком знаменитой серии «З/Л/О». То, что V/H/S добилась определенного успеха, впрочем, не обозначает приемлемость слепого ксерокопирования на куда более дешевой бумаге. К тому же даже у приглашенных молодых звезд жанра хорошие эпизоды в «З/Л/О» получились, если повезет, через раз. У дуэта Гуастини и МакКуона из заявленных четырех такой более-менее удачный всего один, да и тот испорчен глупым спойлерным названием. Эпизод в модном «браузерном» жанре смехотворен даже не на фоне ловко выкроенного «Убрать из друзей» (2014), а сам по себе. Что касается всего альманаха разом, бросаются в глаза лезущая со всех сторон микробюджетность, слабая актерская игра и неуверенный монтаж. Наглые режиссеры играючи обращают свои недостатки в чистый кинематографический панк-рок, но авторы «Темных кинопленок» хотят играть по всем правилам.
«УБЕЖИЩЕ ТЬМЫ» / ASYLUM OF DARKNESS
(реж. Джей Велфел, 2017)
Смотреть онлайн: Amazon | VUDU | iTunes | Google Play
Очнувшись в психиатрической больнице и побеседовав с главврачом, у которого череп вместо головы, Дуайт планирует сбежать на свободу. Однако кошмары мира за забором оказываются значительно страшнее смирительной рубашки.
Джей Велфел самоотверженно снимает и пишет низкобюджетные хорроры уже на протяжении 20 лет. Завидное упорство, впрочем, так и не вылилось в случайное озарение — ни одного даже микрохита у него не вышло, и новый фильм не исключение. Сюжет о демонах отдельного взятого человека можно превратить хоть в мощную кровавую драму, хоть в безудержный хоррор-аттракцион. «Убежище тьмы» длится устрашающие два часа и заимствует идеи отовсюду, давится обширным материалом и желанием Велфела удержать зрителя любыми возможными способами. Ситуацию могли быть хоть немного вытянуть актеры, но все они, включая постоянных ветеранов шлака вроде Ричарда Хэтча (оригинальный «Звездный крейсер Галактика», 1978) и Тима Томерсона («Почти стемнело» (1987), «Немезида», 1992), на автомате отрабатывают свою прибавку к пенсии.
«ПЕСНЬ ТЬМЫ» / A DARK SONG
(реж. Лайам Гэвин, 2016)
Смотреть онлайн: Amazon | VUDU | iTunes | Google Play
Главный «спящий хит» этой подборки. Сходящая с ума мать погибшего ребенка нанимает оккультиста для проведения темного обряда в закрытом доме.
Первый час «Песни тьмы» вызывает определенное восхищение: все эти долгие приготовления, ритуальные надписи и абсурдные обрядовые обязательства. Взамен надоевшему однородному torture porn Лайам Гэвин предлагает своего рода emotional porn с четко прописанными персонажами и страшно уместной, а не искусственной камерностью происходящего. Главная героиня (изумительная Катрин Уолкер) будет пить кровь, обливаться ледяной водой и мучиться без сна. И так несколько раз, пока снизу наконец-то не постучат. Что до вызывающего негодование третьего акта, то здесь уместнее всего будет промолчать, а все заведомо спойлерные рецензии выдавить из интернета хотя бы на месяц-другой. Надо сказать, что при немалом апломбе и грозно скребущейся музыке режиссеру хватает чувства юмора и такта найти забавное в трясине тоски и безнадеги: нужные страницы со средневековыми писаниями неторопливо ползут из принтера, а сам приглашенный оккультист похож на неприятного великовозрастного косплеера.
«СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» / MESUVAG HARIG / FREAK OUT
(реж. Боаз Армони, 2015)
Смотреть онлайн: Amazon | Google Play
Дрожащая канцелярская крыса из штаба с тремя шумными солдатами отправляются в недельный караул на отдаленную военную базу. Там их ждет расслабленный дежурный офицер, несколько квадратных километров пустоты вокруг и спрятанное в бункере оборудование.
Наконец-то добравшаяся до VOD израильская хоррор-комедия относится к анонсированному жанру ужасов лишь в очень малой части. Куда больше — и сюжетом, и настроением — «Совершенно секретно» напоминает разросшийся до полутора часов страшный анекдот из «ДМБ». Всю дорогу до базы танкисты издеваются над трусливым писарем по всем правилам даже не военных фильмов, но комедий про студенческий кампус — в принципе, не так уж и далеко от армейской правды. Разумеется, в фильме наверняка хватает понятных израильскому зрителю шуток и сатирических засечек, но и как универсальная дурацкая комедия «Совершенно секретно» вполне работает. Проблемы начинаются, когда после часа издевательств картина пересекает жанровую черту и подводящие к третьему акту намеки разливаются галлонами крови по армейским кителям. Даже глумливый эпизод про черного дембеля из уже упомянутого «ДМБ» вызывал куда больше эмоций, чем получившийся у Армони десятиминутный слэшер.
«УТРЕННИЙ СВЕТ» / A MORNING LIGHT
(реж. Иэн Кларк, 2015)
Смотреть онлайн: NoBudge
Накинув рюкзак со спальником на плечи, Зак отправляется в бесцельный кемпинг по лесу, в ходе которого встречает бывшую девушку Эллин. Вскоре с ними начинают происходить странные и пугающие события.
Режиссер Иэн Кларк родом из Портленда и работает в рекламной индустрии. Занимаясь монтажом роликов для Nike и Smith, он, конечно, мечтал о других изобразительных формах и техниках и в своей первой полнометражной работе ушел в опасные экспериментальные воды. A Morning Light не подпадает под характеристику ни одного из жанров, если не считать за таковой какую-то смесь из фестивального арта и американского мамблкора. Фильм аккуратно склеен из длинных статичных планов и небольших импровизированных эпизодов — тоже, как правило, неторопливых. Логичный повествовательный монтаж подменен переходами в долгий расфокус, яркий свет или полуабстрактный пейзаж, обязательно сопровождаемый гипнотическим шумовым саунд-дизайном. Присущий жанру животный страх, в свою очередь, подменен ощущением постепенно нарастающей вялой тревоги, если у зрителей, конечно, хватит терпения до этой тревоги добраться. С таким подходом Кларк сильнее всего остального выпячивает свою скупую, но страшно лирическую фактуру: медленно плывущие облака, ночной лес, водную гладь и крутой скалистый берег.