«Одержимые злом»: когда на смену Богу пришла «гниль»
На следующей неделе в российский прокат выходит хоррор «Одержимые злом», набравший от критиков 99% свежести на Rotten Tomatoes. Работа создателя «Оцепеневших от страха» поражает беспросветным мраком, депрессивной атмосферой и свойственными режиссёру неприятными сценами. О новом фильме Демиана Руньи пишет Алёна Химич.
«Одержимые злом» / When Evil Lurks / Cuando acecha la maldad (2023)
Режиссёр: Демиан Рунья
Сценарий: Демиан Рунья
Оператор: Мариано Суарес
Продюсеры: Фернандо Диас, Эмили Готто, Роксана Рамос, Сэмюэл Циммерман
История двух братьев Педро и Джимми разворачивается на отдалённой ферме в Аргентине, где в одном из соседних домов заживо гниёт Уриэль — местный житель одержимый демоном, из-за которого гибнет скот и не растёт урожай. Единственный способ избавиться от монстра — изгнать его с помощью специально обученного человека — «чистильщика». Вот только церкви закрыты, а последний из «чистильщиков» покинул это богом забытое место. Ситуация вынуждает братьев принять меры, которые оборачиваются инфернальной катастрофой.
Демиан Рунья показал свой нетривиальный взгляд на жанр ещё в 2018 году в фильме «Оцепеневшие от страха», который покорил зрителей шокирующей сценой: родители покойного малыша увидели следы детских ботиночек на пороге своего дома, после чего обнаружили своего восставшего из могилы сыночка на кухне без каких-либо признаков жизни.
В «Одержимых злом» Рунья вновь заигрывает с жанром, изобретая новые правила для набивших оскомину фильмов об экзорцизме. Одержимые — или, как их тут называют, «гнилые» — больше не переворачивают кресты, не бьются в конвульсиях и не выкрикивают непристойности на латыни: они разлагаются в ожидании рождения демона после смерти души и плоти носителя, при этом источая зловоние и изрыгая остатки своих внутренностей. Чтобы обезопасить себя от этих тварей, следует придерживаться семи негласных правил, главные из которых — не использовать электрический свет, позволяющий теневым сущностям проникнуть в наш мир, и не произносить их имена всуе. Новые правила игры смотрятся куда более впечатляюще, нежели избитые ватиканские приёмы.
Рунья мастерски погружает зрителей в пессимистические настроения героев, из которых, кажется, совершенно нет выхода. Бесконтрольная природа потусторонней силы, овладевает как людьми, так и животными, словно вирус, напоминающий о недавнем мировом карантине.
Помимо вышеупомянутой метафоры, здесь чётко прослеживаются мрачные прогнозы режиссёра касательно положения в родной стране — религия потеряла вес, Бог покинул местных жителей, а власти, как коршуны, ждут повода, чтобы отобрать земли у фермеров. Герои вынуждены выкручиваться самостоятельно. К сожалению, их дальнейшие действия становятся роковой ошибкой. По приказу владельца ранчо Руиса, братья переносят тело Уриэля подальше, насылая на свою территорию одержимость. Гниль заражает бывшую жену одного из братьев, а затем и его дочь, демонстрируя ультракровавые сцены жестокости и насилия, присущие французскому экстриму или японскому андеграунду, чего совершенно не ожидаешь от аргентинской картины.
Фильм изобилует оригинальными сценарными приёмами, и шокирует визуальной частью, выходя за рамки дозволенности: создатели не размениваются на дешёвые скримеры и вбрасывают сцены с изувечиванием детей и диалоги, способные пошатнуть психику.
«Одержимые злом» предназначен для куда более узкой аудитории, нежели дебютная работа режиссёра, что не помешало ему взять приз за лучший фильм на кинофестивале в Ситжесе. Жестокая и беспросветная картина лишена жалости и хэппи-энда и оставляет тяжёлое послевкусие после просмотра, но становится уникальным кинематографическим опытом для смелого зрителя.