«Хинтерленд»: Грехи города Габсбургов
В прокате идет криминальный триллер «Хинтерленд: Город грехов» от режиссера Штефана Рузовицки («Анатомия», «Фальшивомонетчики»). О новом фильме оскаровского лауреата рассказывает Дмитрий Соколов.
«Хинтерленд: Город грехов» / Hinterland (2021)
Режиссер: Штефан Рузовицки
Сценаристы: Роберт Бухшвентер, Ханно Пинтер, Штефан Рузовицки
Оператор: Бенедикт Нойенфельс
Продюсеры: Александр Думрайхер-Ивансеану, Бади Минк, Сабина Мозер и др.
Питер Перг, один из множества солдат армии Габсбургов, возвращается в Вену после окончания Первой Мировой. На дворе 1920-ый год, от былого величия Австро-Венгрии остались лишь воспоминания: повсюду разруха, толпы социалистов и коммунистов заполонили улицы, а бывшие солдаты превратились в нищих и бездомных. Когда в городе начинаются убийства сослуживцев Перга, его давний коллега из полицейского управления просит помочь в расследовании. Питер, когда-то известный как лучший криминалист Вены, соглашается, и вскоре понимает, что очередной жертвой таинственного маньяка может стать он сам.
Рузовицки более всего известен как автор исторических драм, одна из которых – «Фальшивомонетчики» — в 2008-м получила «Оскар» за лучший иностранный фильм. Но и в хорроре он также отметился: в 2000-х снял дилогию «Анатомия», а в 2017-м – фантастический хоррор «Нулевой пациент». В новом фильме Рузовицки драматический компонент органично соединен с детективной линией, но все же первое достоинство «Хинтерленда» — это специфический визуальный стиль, моментально врезающийся в память.
Все действие происходит в исторических декорациях послевоенной Вены, однако изображены они в духе немецкого экспрессионизма. Искаженная перспектива, нарушенная симметрия, обилие острых углов, оттенки черного и синего – так мог бы выглядеть «Кабинет доктора Калигари», снятый с помощью цифровых технологий. Но эта подчеркнуто схематичная, почти комиксная, эстетика парадоксально хорошо сочетается с реалистически прописанными персонажами, что во многом заслуга актерского состава.
Муратан Муслу («Гипосомния») отлично передает надломленность блестящего крминалиста Перга, поглощенного своим посттравматическим синдромом и едва находящего себе место в новой жизни. Лив Лиза Фрис («Вавилон-Берлин») играет хрупкую, но уверенную в себе женщину новой формации, которая ни в чем не собирается уступать мужчинам. На вторых ролях можно заметить Матиаса Швайгхофёра («Армия воров») и Макса фон дер Грёбена («Похищая Стеллу»), однако именно динамика отношений между Муслу и Фрис во многом помогает фильму оставаться чем-то большим, чем стильный полицейский процедурал. Кое-где может казаться, что «Хинтерленд» свернет едва ли не в сторону «Семь» (а то и «Пилы»), однако Рузовицки не отклоняется от детективного сюжета, несмотря на то, что отдельные сцены явно напоминают о его прошлых опытах в хорроре.
Примечательно и то, насколько умело режиссер использует знание исторических деталей, успевая за полтора часа экранного времени дать – пусть и широкими мазками – картину послевоенной Вены, в которой отражается трагический опыт стран Центральной Европы. Этот плотный исторический контекст, создающий вязкую атмосферу постоянной тревоги и крушения иллюзий – еще одно несомненное достоинство фильма.
Одним словом, «Хинтерленд» определенно должен понравится любителям красивых и мрачных детективных историй. Не говоря уже о тех, кто интересуется изображением Центральной Европы в кино. В фильме есть не только налет голливудского лоска, но и характерное для европейцев внимание к человеческой психологии – и это тот случай, когда в данной комбинации оба элемента взаимно усиливают, а не ослабляют друг друга.