«Проклятие. Ночь страха»: мама, ты ли это?
В прокат выходит ирландский фолк-хоррор «Проклятие. Ночь страха», в котором переплетаются депрессия, буллинг и оккультизм. О том, насколько удачно Кейт Долан смогла увязать эти темы, читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Проклятие. Ночь страха» / You Are Not My Mother (2022)
Режиссёр: Кейт Долан
Сценарий: Кейт Долан
Оператор: Нарайан Ван Мале
Продюсер: Дирдри Левинс
Школьница Шарлин живёт вместе с бабушкой Ритой и матерью Анджелой, которая переживает тяжёлую депрессию и почти не встаёт с кровати. Однажды во время поездки на машине вместе с мамой Шарлин едва не попадает в аварию. На пути из школы домой она обнаруживает, что автомобиль по-прежнему стоит на обочине, но Анджелы нигде нет, хотя её вещи в салоне остались нетронутыми. Вскоре женщина возвращается домой, и её не узнать: она полна энергии и, кажется, готова стать лучшей мамой в мире для дочери. Но Шар нутром чувствует: что-то не так… и всё чаще девочке кажется, что жизнерадостный человек рядом – вовсе не мать, а кто-то совсем другой. И опасный.
Для начала стоит подчеркнуть, что хотя фильм Кейт Долан по форме и выстраивается как мистический хоррор, содержательно он представляет собой драму о взрослении. Основное внимание здесь фокусируется на том отчуждении, которое Шар переживает в школе и семье, а вовсе не на странной истории с исчезновением Анджелы. И хотя сюжет основан на хорошо известных в ирландском фольклоре легендах о «подменышах», тема злобных двойников здесь долгое время не обыгрывается вообще. Сценарий подробно изображает вражду девочки с одноклассницами, её теплые отношения с Ритой и всё более натянутые – с матерью. Долан делает ставку на медленный, подчёркнуто меланхоличный, темп событий, призванный погрузить зрителей в психологическое состояние главной героини, которая никак не может понять, что же происходит с её мамой. Чем дальше, чем больше странностей совершает Анджела, тем всё реже это можно объяснить сколько-нибудь рациональным способом.
К сожалению, эти хоррор-компоненты почти бесследно растворяются в атмосфере пресной социальной драмы. Действительно жутковатых сцен с обновлённой мамой Шар здесь мало, и саспенса в них зачастую не хватает. При этом драматическая составляющая не спасает положение. После того как обозначены основные персонажи и проблемы Шар, сюжет погружается в спячку, и редкие проблески напряжения – вроде стычек с хулиганками или нервных разговоров с Анджелой – лишь подчеркивают общую анемичность сценария. В результате весь социальный комментарий о женском взрослении, как отчуждении от матери, выглядит неуклюжей попыткой высказаться на вечно актуальную тему.
Впрочем, под конец «Проклятие. Ночь страха» стремительно набирает обороты, а финальное сражение получилось хоть и кратким, но ярким. Здесь же проявляются в полной мере и саспенс, и драматический накал. Можно лишь пожалеть о том, что все лучшие моменты Долан приберегает напоследок, в то время как большая часть хронометража забита простецкими диалогами и кадрами прогулок Шар в разных локациях. В этом смысле фильм слишком уж напоминает искусственно растянутую короткометражку, в которой есть несколько любопытных идей и пара-тройка занятных сцен. Но того, что вполне достаточно для десяти минут, никак не хватит для девяноста.