«Жуть»: страшная загадка

В прокате идёт хоррор «Жуть» о мальчике, которого мучают кошмары. Об альманахе, чьё оригинальное название можно перевести как «сегодня ночью тебе не уснуть» (You Shall Not Sleep Tonight), рассказывает Геннадий Гусев.


«Жуть» / You Shall Not Sleep Tonight (2024)

Режиссеры: Гильермо Карбонелл, Лучано Монтес де Ока, Бен Дека, Жюльен Дека, Фелипе Мелу, Херв Фрейбургер
Сценарий: Камило Заффора
Оператор: Касти Кастильо
Продюсеры: Михаэль Крецер, Николас Онетти


«Жуть» — альманах хоррор-новелл. В одной из них, центральной, маленький мальчик сталкивается с монстром и в ужасе зовёт отца, который не верит в рассказы сына, но пытается, как может, ему помочь. В другой — спиритический сеанс заканчивается совсем не так, как ожидали его участники. Третья повествует о девушке, ухаживающей за больным дедушкой, и преступниках, однажды ночью вторгшихся в их дом. Очень скоро окажется, что всё не так просто.

Используя методы ненадёжного рассказчика и изломанные временные линии, а также делая внутренние отсылки к другим историям, которые, возможно, связаны между собой теснее, чем кажется на первый взгляд, постановщики картины (а их у «Жути» целых шесть!) запутывают зрителя. Градус интриги существенно повышается, а то, что первоначально казалось малопонятным и сумбурным, ближе к финалу обретает вполне конкретные логические обоснования.

Все эпизоды ленты объединены стилистически. В ход идут быстрый монтаж, скримеры и шоустопперы, обилие затемнённых сцен и зловещая музыка с приоритетом хоральной партиты. А при помощи крупных и сверхкрупных планов, цветовой гаммы с уклоном в оттенок коричневого и уместных практических эффектов авторы придают происходящему ощущение ирреальности.

Клаустрофобические страхи, неврастенические состояния и параноидальные мысли главных героев катализируются далеко не только потусторонними силами зла. Напротив, создаётся впечатление, что зерно правды имеет вполне реальную природу, а демоны, призраки и восставшие из мёртвых — плод больного воображения испытуемых.

На этом контрасте строится нарратив. И хотя «Жуть» не открывает ничего нового в жанре, она мастерски жонглирует уже известными приёмами и методологиями. Детективный сюжет навевает смутные ассоциации с творчеством Эдгара Аллана По, кровожадные чудовища заставляют вспомнить Скрюченного Человека из франшизы «Заклятие», а основная история о гоняющихся за мальчиком адских созданиях — добрый десяток классических фильмов ужасов, начиная от «Изгоняющего дьявола» и заканчивая «Астралом». Тем не менее постановка не распадается на несколько малосвязанных между собой отдельных мини-произведений — «Жуть» органична в своей эклектике.

Переключение между историями также работает как эмоциональный тумблер. Стоит только страху достигнуть максимальных значений, срабатывает невидимый рычаг, и мы переносимся в другой эпизод. Однако это не выглядит натужно: клиффхэнгеры лишь поддерживают темпоритм. Такой простой приём помогает выстроить повествование в нужном русле и ещё больше подогревает интерес.

Все новеллы отлично синхронизированы между собой. Каждая из них — небольшое путешествие в мир странноватых персонажей, пленённых своими фобиями. Отчаянные мужчины, опасливые женщины и беззащитные дети — не только жертвы страшных обстоятельств. Каждый из них представляет личность с предысторией и награждён действенной мотивацией. У всех протагонистов есть своя драма, следить за которой не менее интересно, чем за появлением кошмарных тварей. Впрочем, возможно, нам всё это снится.

Share on VK
Геннадий Гусев

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.16MB | MySQL:114 | 0,714sec