Режиссерский комментарий: «Нечто»
Иногда даже прекрасные фильмы устаревают и не проходят проверку временем. «Нечто» (1982) Джона Карпентера — одно из счастливых исключений. Это кино вышло через две недели после «Инопланетянина» (1982) Стивена Спилберга и неважно показало себя в прокате, не получило ни премий, ни теплого приема у критиков. Эннио Морриконе за свою уже ставшую классикой музыку был и вовсе номинирован на «Золотую малину». Однако, как и другой поначалу недооцененный фильм того же года «Бегущий по лезвию», «Нечто» со временем обрело культовый статус. В этом году параноидальному арктическому хоррору исполняется 35 лет, а он все еще хорошо смотрится. А для дискового издания Карпентер и Курт Рассел записали комментарии, которые RussoRosso собрал в список.
- В начале фильма не появляется логотип студии Universal.
- Карпентер называет «Нечто» первым фильмом в своей «Трилогии об Апокалипсисе», в которую также входят «Князь тьмы» (1987) и «В пасти безумия» (1994).
- Логотип у фильма такой же, как в оригинале «Нечто из иного мира» (1951) режиссера Кристиана Найби под покровительством Говарда Хоукса.
- На Аляске, где проходили съемки, было сложно поймать ясный день: там часто стоит туман.
- По словам Карпентера и Рассела, главный герой Макреди — алкоголик и ветеран Вьетнама, который не хочет брать на себя функции лидера, однако ему приходится.
- Карпентер замечает, что, когда картина вышла на экраны, она считалась отвратительной и страшной, а сейчас это просто «прямолинейный экшн с монстром».
- Карпентер хотел вернуться к параноидальности повести Джона В. Кэмпбелла-младшего «Кто идет?». От этого настроения отошли создатели первой экранизации.
- Когда пес Джед привык к съемочной группе, с ним начали снимать сложные проходы. До этого он постоянно смотрел в камеру.
- Часть съемок проводилась в павильонах в жаркую погоду, и создателям приходилось ухищряться имитировать низкую температуру. Например, Рассел курил сигареты в затяг и выдыхал дым, чтоб изобразить в кадре пар изо рта.
- Карпентера волновало, что одна из первых работ мастера грима и спецэффектов Роба Боттина не выглядела натурально во время съемок. Но в итоге режиссер остался доволен тем, как все получилось на пленке.
- Боттин на момент съемок еще до конца не знал, как будет выглядеть монстр в фильме.
- Сцена с огромным куском льда — дань уважения фильму 1951 года.
- Актеры две недели репетировали, прежде чем начать съемки.
- По словам режиссера, «Нечто» — это история о клаустрофобии и мужчинах. Женщин не было не только в самóм фильме, но и на съемках: единственная девушка — скрипт-супервайзер — покинула проект в середине процесса.
- В сцене в вольере собаку-носителя попеременно изображали муляж и настоящий пес.
- Когда Боттин не успевал, его подменял другой мастер спецэффектов Стэн Уинстон, сделавший одного из монстров, за движения которого отвечала целая группа операторов, сидевшая под полом.
- Сцены со щупальцами проиграны в фильме задом наперед.
- Жидкость, которой плюется монстр, создатели фильма сделали зеленой, решив, что красный воспринимается слишком кроваво.
- Рассел однажды подшутил над Карпентером, появившись на съемках с забинтованным лицом и заявив, что получил ожоги и больше не сможет работать.
- Карпентер был поражен игрой Уилфорда Бримли в сцене вскрытия нечто. Режиссер спросил актера, о чем тот думал, роясь в фальшивых внутренностях. Бримли ответил: «Представлял, что копаюсь в своем грязном белье».
- Рассел считает, что самое сложное для режиссера — снимать сцены, где 12 человек просто стоят и разговаривают.
- Карпентер утверждает, что в успешном фильме всегда должна быть доля достоверности. Даже если это фантастика.
- Зрители признавались режиссеру, что больше всего их напрягли кадры с иглами. Уколы были настоящими, но делали их не актерам, а оператору-добровольцу.
- Карпентер раздумывал над идеей сделать персонажа Макреди зараженным тварью.
- Чарльзу Хэллахану пришлось лежать восемь часов, пока ему накладывали грим.
- В сценах с огнеметами кинематографисты по-настоящему поджигали декорации.
- Карпентер хотел снять фильм прежде всего из-за сцены анализа крови.
- Режиссер до сих пор не знает, был Чайлдс (Кит Дэвид) тварью или нет, когда в конце зачем-то покинул свой пост.
- Расселу было сложно не обжечься, держа фальшфейер (файер). Иногда это был единственный источник, которым освещались лица в кадре.
- Карпентер никогда не забудет, как кинематографисты подрывали лагерь. У них был только один шанс снять все на пленку. Позже на этом же месте сняли разрушенный лагерь норвежцев из начала фильма.
- Съемочная команда по-настоящему взрывала декорации комнаты, двигаясь по коридору.
- Карпентер в особенности отмечает заслуги оператора Дина Канди («Парк юрского периода», 1993) и художника по декорациям Джона М. Двайера («Челюсти» (1975), «Терминатор 2: Судный день» (1991), «Чужой 4: Воскрешение», 1997).
- Павильонные съемки интерьеров проходили до поездки на Аляску.
- В конце Карпентер превращает «Нечто» в подобие военного фильма про Вторую мировую, где героям нужно любой ценой выполнить миссию.
- Сцену в финале, в которой пришелец движется под дощатым полом, было сложно снимать, так как возможности ее прорепетировать не было.
- Конечной формой пришельца управляли 50 человек.
- Двусмысленная концовка была обязательной для главного месседжа фильма. Никаких спасательных вертолетов в финале Карпентер показывать не хотел.
- «Нечто» стало первым фильмом Карпентера для большой студии. Здесь он смог по-настоящему развернуться и заполучить актеров, декорации, костюмы и спецэффекты. Режиссер признался, что без студии и команды он бы не справился, однако подчеркивает, что работать со студией прекрасно, только если она поддерживает авторское видение.
Для фанатов мы добавляем запись смеха Рассела — это можно слушать вечно. В конце присоединяется Карпентер.