ЛЕТО — ЭТО МАЛЕНЬКАЯ СМЕРТЬ: 8 ХОРРОРОВ ДЛЯ ПОРЫ ОТПУСКОВ

Раз уж наступила благословенная пора отпусков, а лето и не думает радовать нас хорошей погодой, порадуем читателей и себя подборкой хорроров и триллеров про поездки на природу и в дальние страны. Избежав фиксации на совсем уж очевидных франшизах («Пятница 13-е», «Поворот не туда», «Хостел») и их многочисленных клонах, RussoRosso остановился на важных фильмах для поклонников как пляжного, так и активного отдыха. Мы даже попытались разделить их по географическому признаку, впрочем, без особого фанатизма. Надеемся, перед тем как паковать чемоданы и рюкзаки, каждый найдет себе кино по вкусу.


«ИЗБАВЛЕНИЕ» / DELIVERANCE
(реж. Джон Бурмен, 1972)

Для любителей сплавляться на байдарках

Четверо горожан разной степени маскулинности решают спуститься на каноэ по одной из рек в штате Джорджия. Их встреча с местными реднеками-дегенератами пройдет незабываемо — сцена с изнасилованием героя Неда Битти с присказкой «визжи, как свинья» мучительна даже для людей, закаленных всяким torture porn. В картине происходит интересная инверсия: альфа-самец Льюис (Берт Рейнольдс) получает травму и становится самым беспомощным членом экипажа, зато типичный интеллигент Эд (Джон Войт) берет в руки лук со стрелами и превращается в архетип Воина. Вот только месть принесет не избавление, а муки совести и ночные кошмары.

Бурмен и оператор Вилмош Жигмонд удостоились номинаций на «Оскар» и «Золотой глобус», но ни одного приза не получили: исполненный разочарования 1970-х годов фильм был слишком тревожащим и некомфортным, чтобы претендовать на главные награды. При этом «Избавление» породило массу подражаний на тему южного «гостеприимства» — от одноименного триллера «Южное гостеприимство» (1981) Уолтера Хилла до «Попавшихся» (1982) Уильяма Фрюита, где в роли безжалостного лидера лесной коммуны блистает непревзойденный по злодейской части Генри Сильва.

«КТО МОЖЕТ УБИТЬ РЕБЕНКА?» / ¿QUIÉN PUEDE MATAR A UN NIÑO?
(реж. Нарсисо Ибаньес Серрадор, 1976)

Для любителей отдыха в Испании

Английские супруги Том и Эвелин решают посетить во время отпуска идиллический испанский островок и находят там пустующие магазины и дома, густо разлитую в воздухе тревогу и много детишек младшего школьного возраста. У зрителей есть преимущество перед парой англосаксов: их настроил на нужный лад пролог с хрониками войн и голода и закадровым голосом, который подчеркивал, что при всех этих бедствиях больше всего страдают дети. Теперь цветы жизни берут реванш: в деревушке проклятых любой, кто переступил порог совершеннолетия, автоматически становится жертвой. Прежде всего мелкота разберется с местным стариком, подвесив его за ноги.

Сюжет этого жуткого хоррора про маленьких убийц напоминает рассказ Стивена Кинга «Дети кукурузы», но основан на новелле Хуана Хосе Планса, написанной значительно раньше. Режиссер Нарсисо Серрадор, автор замечательного готического джалло «Дом, который кричит» (1970), на этот раз отказался от хичкоковских теней и полумрака, не растеряв при этом саспенса: тут всё зло творится под ярким солнцем и детскими руками.

«ОСТРОВ СМЕРТИ» / TA PAIDIA TOU DIAVOLOU
(реж. Нико Масторакис, 1976)

Для любителей отдыха в Греции

Кристофер и Селиа, парочка прирожденных убийц и аморальных моралистов из Америки, мучают и убивают туристов на небольшом островке, предварительно занявшись с ними сексом. Смерти у «провинившихся» достаточно изобретательные: наркоманку-лесбиянку сжигают живьем, а похотливую даму преклонных лет Кристофер сначала орошает «золотым дождем», а затем лишает головы с помощью бульдозера. Также в одной из сцен Кристофер насилует козу.

Очень плохо сыгранный, написанный на коленке за одну неделю и снятый под впечатлением от финансового успеха «Техасской резни бензопилой» (1974) эксплотейшн Масторакиса проложил ему дорогу в Голливуд, где он специализировался на экшнах и триллерах категории С. Целью дебюта было зарабатывание денег, но режиссер еще и отчаянно старался скандализировать или как минимум удивить зрителя. Надо признать, ему это пару раз удается.

«ЛОВУШКА ДЛЯ ТУРИСТОВ» («ПУТЕШЕСТВИЕ В АД») / TOURIST TRAP
(реж. Дэвид Шмёллер, 1979)

Для любителей экзотических музеев

Две парочки останавливают джип рядом с музеем Слосена, где можно полюбоваться на восковые манекены. Их странноватый выбор обернется серьезными проблемами: инфернальный Чак Коннорс будет превращать в куклы одного гостя за другим. Режиссер Дэвид Шмёллер своим «Повелителем кукол» (1989) положил начало целому ряду сиквелов один нелепей другого, но именно «Ловушка для туристов» («Путешествие в ад», серьезно? Кто-то сильно поломал голову!) стала его самым жутким фильмом про восковые пугала. Тем более что здесь их делают из людей, как зеленый сойлент.

Хорошего в дешевом фильме много — от легкой шизофреничности происходящего до сексуальных Тани Робертс и Робин Шервуд. Но главное — вызывающая мороз по коже сцена с поющими куклами. Герой вестернов Чак Коннорс надеялся подарить второе хоррор-дыхание своей карьере и стать Борисом Карлоффом 1980-х, но, к сожалению, «Ловушка» осталась пиком его «ужасной» карьеры. Кстати, «Дом восковых фигур» (2005) Хауме Кольет-Серра, хоть и является формально ремейком «Музея восковых фигур» 1953 года, явно опирается на сюжет именно «Ловушки для туристов». А еще про него с нежностью пишет Стивен Кинг в своей «Пляске смерти».

«ФИНАЛЬНЫЙ ТЕРРОР» / THE FINAL TERROR
(реж. Эндрю Дэвис, 1983)

Для походников

Группа молодых людей, среди которых можно разглядеть юных Дэрил Ханну и Рэйчел Уорд, выдвигаются в поход вдоль реки. Кстати, на место отправки их привозит нервный и придурковатый парень, объект насмешек, в котором узнается Джо Пантолиано. Во время одной из ночных стоянок ребята отлучаются, пытаясь найти близлежащие плантации марихуаны, а к утру отряд замечает потерю бойца.

Мастер образцовых боевиков Эндрю Дэвис («Кодекс молчания» (1985) с Чаком Норрисом, «Над законом» (1988) и «В осаде» (1992) со Стивеном Сигалом, «Беглец» (1993), наконец) начинал со слэшера — его вторая картина похожа на молодежную версию «Избавления», но в «Финальном терроре» уже чувствуется, насколько глаз режиссера наметан на экшн-сцены. Например, в лесной чаще активно используются смертельные ловушки, совсем как в «Первой крови» (1982). Крови, кстати, прольется не так уж и много, однако этот одновременно боевитый и атмосферный хоррор научит главному: в лесу лучше слишком не расслабляться. Один из героев-подростков, отведавший грибов-галлюциногенов именно в тот момент, когда в просвете деревьев замаячил маньяк, усвоил этот урок на собственном примере.

«СПУСК» / THE DESCENT
(реж. Нил Маршалл, 2005)

Для спелеологов

Главная героиня фильма (отличная Шона МакДональд) недавно пережила трагедию — лишилась мужа и сына, и ее очаровательные подруги (МайАнна Бёринг из «Списка смертников» (2011), Натали Джексон Мендоса и другие) надеются, что спелеологический трип поможет ей хоть немножко отвлечься от душевной боли. Для этого нужно исследовать свеженайденный загадочный грот. Но система подземных пещер оказывается обитаемой, и у ее жителей свои планы насчет незваных гостей.

Вслед за мужским хоррором про вервольфов «Псы-войны» (2002) Маршалл снял женский про монстров — единственный мужчина гибнет здесь еще в прологе. От этого фильм только прибавил и в лихости, и, собственно, в ужасе. Прекрасные дамы не только застревают в узких лазах, падают в озеро крови и достаются на обед слепым горгульям подземелий, но еще и успевают выяснять отношения, иногда со смертельным исходом. И неизвестно, что из этого более страшно. Одновременно эталонный хоррор про подземных монстров и психологический триллер про женскую дружбу, незабываемые 99 минут под землей.

«РУИНЫ» / THE RUINS
(реж. Картер Смит, 2008)

Для поклонников Мексики и цивилизации майя

Во время отдыха в Мексике две пары молодых людей знакомятся с симпатичным австралийцем и соглашаются поехать с ним полюбоваться на пирамиды майя. Не стоило им покидать бассейн в отеле: в пирамиде водится какая-то кровожадная, хоть и вегетативная с виду дрянь, а снаружи выстроились плотным кольцом мексиканцы с пулей наготове для любого, кто попытается сбежать. Во главе группы незадачливых туристов становится харизматичный лидер (Джонатан Такер из сериалов «Королевство» и «Братья Доннелли»), и, надо сказать, его план сработает во всяком случае для его подружки (Джена Мэлоун из «Неонового демона» (2016) и «Донни Дарко», 2001).

Поначалу кажется, что это очередная версия фильма «Туристас» (2006) про столкновение бестолковых американцев и недоброжелательных местных, но, к счастью, это не так. Режиссер Картер Смит экранизировал роман своего тезки Скотта Смита про хищный мексиканский плющ — получилось не то чтобы очень свежо, но уж точно задорно.

«ЗАМЕРЗШИЕ» / FROZEN
(реж. Адам Грин, 2010)

Для любителей зимних видов спорта

К черту лето — впустим в список немного снега и холода. «Замерзшие» — это, пожалуй, один из самых реалистичных и оттого малоприятных survival movies с хорошими актерскими работами. Дэн со своей девушкой Паркер и лучшим другом Джоном решили погонять на доске по заснеженным склонам горнолыжного курорта Новой Англии. На исходе дня случилась неприятная неожиданность: работник канатной дороги отключил механизм и пошел домой, забыв про трио, болтающееся посреди пути на ледяном ветру. Ночью начнется метель, а внизу соберется комиссия по встрече из голодных волков.

У Адама Грина, автора слэшера в двух частях «Топор» про группу туристов в Луизиане, на сей раз получился скорее тонкий психологический триллер про троих в одной люльке, чем хоррор. Но, поверьте, осадок остается.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 14.48MB | MySQL:200 | 0,715sec