Итоги-2016: Тихие странности
Вторая порция итоговых листингов на RussoRosso не содержит ничего, кроме независимых шалостей, а ее автор придерживается оптимистичной позиции, что в жанре сейчас так здорово и энергично, как не было, возможно, никогда до этого.
«МИЛАЯ ОДИНОКАЯ ДЕВУШКА» / SWEET, SWEET LONELY GIRL
(реж. А. Д. Кальво)
Тихоня Адель заезжает в сельский Коннектикут, чтобы поухаживать за престарелой тетей, но вскорости знакомится с девицей поразвязней. Мерзлый готический дом, личные записи в дневниках, заря 1980-х в наушниках и телевизорах — режиссер Кальво, проживший полдетства в Бразилии, сочиняет историю взросления в приглушенных и лишь самую малость нездоровых тонах. С чувством меры утаивая душевные состояния каждого из трех ключевых персонажей, фильм скорее строит из себя драму с загадкой, нежели старается быть хоррором, а отчасти поэтому и походит моментами на «Тайны старого отеля» (2011) Тая Уэста.
«БЕЗ ИМЕНИ» / WITHOUT NAME
(реж. Лоркан Финнеган)
Ирландский режиссер Финнеган под предлогом геодезических работ забрасывает мужчину постарше и девушку помоложе в отдаленные ирландские леса, где будто бы ожившая до малейшей травинки чащоба начинает потихоньку сводить их с ума. Сначала в ход идут тихие странности, чуть позже — грибы-психотропы, орудие на пару порядков мощнее. Смотреть на то, как автор мрачными красками вырисовывает из лесной флоры мифического персонажа, крайне тревожно само по себе, однако в фильме маячит еще и мелодрама в расфокусе, а это совсем уж запрещенный прием.
«ПЛЯЖНАЯ НЕДЕЛЯ» / BEACH WEEK (к/м)
(реж. Дэвид Рабой)
Ведомые ностальгией, пятеро друзей арендуют дом у пляжа — тот самый, где в прошлом году отмечали выпускной. Одна из девушек вдруг исчезает, и приморский ветер начинает навевать беспокойство с такой силой, что уже не спрячешься. Американец Рабой представляет подростковые предлоги для грусти серьезным поводом оглянуться по сторонам, даже не думая о том, чтобы слепить из них какие-нибудь осязаемые страхи. Недавняя радость обернулась смертельной печалью, которой — мнение непопулярное — никакие усы, лапы и хвост абсолютно ни к чему.
«СОБЛЮДЕНИЕ» / OBSERVANCE
(реж. Джозеф Симс-Деннетт)
В попытках хоть как-то свести концы с концами после смерти сына Паркер соглашается на краткосрочную и абсолютно безопасную работу. Однако наблюдение за незнакомкой из дома напротив и непроясненные мотивы заказчика мигом превращают захламленный пункт слежки в инферно без причин и следствий. Чем сильнее Паркера тянет прояснить, во что он ввязался, тем большим количеством тайн и кошмаров обрастает мир вокруг. Симс-Деннетт заваривает в одном котле боди-хоррор, детектив ритуально-заговорщицкого толка и эллиптические сновидения, умудряясь при этом не свалиться ни в одну из ям, которыми знамениты подобные предприятия.
«ФЕВРАЛЬ» / FEBRUARY
(реж. Оз Перкинс)
В католической школе для девочек настали каникулы, всех учениц родители развезли по домам, но про Кэт и Роуз почему-то так никто и не вспомнил. Оставленные без внимания в пустующем кампусе, они разыгрывают угрюмую трагедию. Оз Перкинс — ноль сомнений, открытие года, а то и всей декады — пережил раннюю смерть обоих родителей (СПИД, теракты 9/11) и теперь пробует уместить свои личные чувства по этому поводу в жанр, придуманный вроде как совсем для другого. О том, насколько пронзительно и мрачно звучит в итоге история, можно было бы слагать абзацы текста, однако подобным фильмам широкие жесты как-то не к лицу.
«Я ПРЕЛЕСТЬ, ЖИВУЩАЯ В ДОМЕ» / I AM THE PRETTY THING THAT LIVES IN THE HOUSE
(реж. Оз Перкинс)
Боязливая сиделка приезжает в просторный дом присматривать за доживающей свое писательницей и оказывается в центре грустного стихотворения. Получив деньги и полную свободу действий от Netflix, Перкинс вслед за «Февралем» сочиняет еще более скромную и экспериментальную вещь, где героиня Рут Уилсон целый фильм бродит по жилищу, всматривается в плесень на стене, пробует читать жуткую книжку, а все это сопровождает томный закадровый голос — принадлежащий как людям, так и призракам.
«ГЛАЗА МОЕЙ МАТЕРИ» / THE EYES OF MY MOTHER
(реж. Николас Пеше)
Мать с португальским прошлым мирно растит дочку на американской ферме вдалеке ото всех, с ранних лет раскрывая перед ней тайны глазной хирургии. Без особых предупреждений местную идиллию нарушает незнакомец — и все в жизни семьи летит вверх тормашками. Взятый под крыло независимой команды Borderline Films Николас Пеше продолжает ее линейку рассказов о мрачноватых сдвигах в людских головах и делает это чересчур по-своему. Одиночество до добра не доводит — кто эту банальность только не экранизировал, однако для того чтобы настолько плотно укутать кино грацией, когда в сарае царит нездоровье, а холодильник под завязку забит человечиной, нужно быть явно кем-то особенным.
«СИМПТОМ» / SYMPTOM
(реж. Ангелос Францис)
На пасмурный дождливый остров совершает набеги мистическое существо с мерцающими глазами, сводя с ума подрастерявшихся селян. Девушку с иммунитетом выбирают прояснить, что это вообще такое. Свежий фильм кинокритика и арт-деятеля Франциса идеально сходит в пару к недавней «Эволюции» Люсиль Адзиалилович, но смотрится не в пример любопытней. За те полтора часа, что тайны сгустками проносятся перед глазами, можно не понять совсем ничего, но от эха греческих трагедий и парящего в воздухе ощущения чужой боли отделаться будет не так-то просто.
«E.» / H.
(реж. Рания Аттих, Даниэль Гарсия)
В местечке Троя штата Нью-Йорк живут две Елены: одной за шестьдесят (нянчится с куклой младенца), другая раза в два моложе (ждет ребенка). В ночь на небесах над городом взрывается что-то увесистое — и сначала наступает блэкаут, а затем и самое время для чертовщины. В фильме дуэта Аттих-Гарсия, как и в большинстве номеров из этого списка, вразумительного маловато — зато есть чудесная загадка, ради которой тут безвестно пропадают люди, плывет по реке голова статуи и явно неспроста бродит черная лошадь.
«ЭМИЛИ» / EMELIE
(реж. Майкл Телин)
Родители горят желанием отметить юбилей в ресторане, в связи с чем вызывают новенькую няню приглядеть за детьми. Девушка оказывается не той, за кого себя выдает. Так могло бы выглядеть кино «Один дома» (1990), снимай его какой-нибудь беспокойный хоррорман: трио дошкольников, выжимая максимум из своих неокрепших умов, пробует дать отпор тому, с чем раньше никто из них не встречался даже в сказках.