ЧТО СМОТРЕТЬ НА «КИНОТАВРЕ»
«Кинотавр» — фестиваль, который хорошо отражает тенденции российского авторского кинематографа. Поскольку авторство жанру ничуть не мешает, RussoRosso обращает внимание на те позиции программы, которые могут оказаться интересными любителям хоррора, триллера и сайфая.
«МЕРТВЫМ ПОВЕЗЛО»
(реж. Вадим Валиуллин)
Синопсис: Молодой парень вовлекается в криминальную банду, в которой состоит его старший брат, и идет на первое «настоящее дело» вместе с матерыми уголовниками, чтобы доказать свою профпригодность. Перед группировкой стоит задача выполнить заказное убийство и представить результат делом рук серийного маньяка, уже несколько месяцев держащего в страхе весь город. Однако при исполнении компания убийц-подражателей сама сталкивается с маньяком, который внимательно наблюдал за их действиями. Его не устроило качество работы членов банды, и теперь он открывает на них охоту, чтобы продемонстрировать, как работает настоящий профи.
Комедийный слэшер, снятый в Уфе, — наш безусловный фаворит. О фильме мы подробно писали, следить за судьбой «Мертвым повезло» и режиссера Вадима Валиуллина будем и далее, а пока в преддверии фестивальной премьеры пересматриваем трейлер и смеемся над ироничной отсылкой к «Техасской резне бензопилой».
«ПРОРУБЬ»
(реж. Андрей Сильвестров)
Синопсис: Весь день по телевизору показывают прорубь. Прорубь — тема дня, зимняя традиция, объединяющая верующих и спортсменов, звезд и моржей, президента и безработного. В центре новостных сюжетов — Крещение, рыбалка и криминальная хроника. Президент и щука, художник и критики, олигарх и правоохранительные органы — все встречаются у проруби в поисках решений своих проблем. А безработный москвич, страдающий от вредных привычек, спускается в прорубь за женой, точно какой-то Садко. Сказочные сюжеты переплетаются с документальным контекстом, и уже непонятно, где заканчивается реальность. Вспоминая Ницше: если ты долго всматриваешься в прорубь, то прорубь тоже начнет всматриваться в тебя.
Трейлер и синопсис обещают комедийный сайфай со множеством насмешек над российской действительностью. На видео еще и в стихах говорят, и все это вполне может оказаться интересным фарсом. Сказки, как мы хорошо знаем, идеально справляются с поставкой сюжетов для хорроров и сайфая, так что работа в этом направлении — источник надежд для тех, кто радеет за развитие этих жанров в России.
«ТЕСНОТА»
(реж. Кантемир Балагов)
Синопсис: 1998 год. Еврейская семья живет в городе Нальчике на Северном Кавказе. Однажды вечером младшего сына и его невесту похищают местные бандиты. Сумма выкупа непосильно велика для семьи. На что она готова пойти ради спасения родного человека?
Кино в этом году шло в Каннах в секции «Особый взгляд» и получило там приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ). Журналисты описывают фильм как жесткую драму о межнациональных распрях в России. Помимо того что подобный мрак интересен сам по себе, мы еще и можем с уверенностью говорить, что у создателей такого кино снимать в жанре хоррора при желании получается.
«БЛИЗКИЕ»
(реж. Ксения Зуева)
Синопсис: Неделя из жизни одной семьи. Суета, бытовые проблемы, давящая атмосфера серых будней заставляет членов семьи обрушивать негативные эмоции друг на друга, жить в глухоте, одиночестве и войне. Внезапно произошедшее событие заставляет их очнуться и посмотреть на реальность другими глазами.
Судя по трейлеру, «Близкие» — эмоциональная драма с надрывом и насилием. Во всяком случае, упражнение в создании саспенса на Высших курсах сценаристов и режиссеров у Ксении Зуевой выполнено не без интереса к жанровым приемам, а упражнение в одном кадре, сделанное там же, кажется, вот-вот перетечет в боди-хоррор. Похожий эпизод Зуева поместила в свой короткий метр «Геля» (2016), где в сцене в ванной кажется, что фильм превратится в русский вариант короткометражки X is for XXL, снятой режиссером Ксавье Жансом для антологии «Азбука смерти» (2012). Эти стилистические вставки остаются в рамках драматических сюжетов, но ожидать более экстремальных вариантов их развития в будущих проектах явно можно.
«ЗАЛОЖНИКИ»
(реж. Резо Гигинеишвили)
Синопсис: Начало 80-х. Советская Грузия. Всего несколько лет до распада Советского Союза. Молодые люди из уважаемых грузинских семей ищут себя в условиях закрытой системы. Музыка Beatles, джинсы, американские сигареты, положение в обществе, гарантированное будущее… У них, казалось, было все, кроме одного — свободы. Цена этой свободы окажется слишком высока. Подлинная история о событиях 1983 года, когда шесть парней и одна девушка пытались угнать самолет с целью побега из СССР.
«Заложники» шли на кинофестивале в Берлине, славящемся особым интересом к политическим сюжетам. Гигинеишвили ранее занимался ромкомами, а теперь снял триллер про безумную попытку побега молодых грузин из СССР. Если смена жанра окажется успешной, то от режиссера можно будет ожидать новых экспериментов.