Что же все-таки произошло в финале «Твин Пикса»? (Спойлеры)

Для внимательного зрителя третий сезон «Твин Пикса» с каждой серией становился все более логичным и предсказуемым. В нагромождениях мистического канона Дэвида Линча и Марка Фроста начала прослеживаться самая последовательная в истории франшизы структура — и в какой-то момент эта структура стала выглядеть даже слишком прямолинейно: финальная битва между духом БОБом и новоиспеченным супергероем Фредди смотрелась практически как сцена из «Доктора Кто» или аниме One Punch Man, за исключением, конечно, жуткой пластики линчевской режиссуры. И все-таки в финале постановщику удалось выбить почву из-под ног зрителя, как он это уже делал в предыдущих сезонах. Возвращение настоящей таинственности в сериал, который во многом благодаря ей и знаменит, безусловно, радует, но, конечно, такой поворот на 180 градусов не может совсем не раздражать. Интернет быстро наполнился фанатскими теориями разной степени влияния паранойи и нумерологии. Но, кажется, сам Линч, который в новом сезоне предстал неожиданно логичным рассказчиком, оставил в финале достаточно неоспоримых фактов, чтобы попробовать сложить воедино историю, не теряя рассудка и не формулируя банальности вроде «это всё был сон».

В первой половине 17-й серии победа героев над доппельгангером Купера и БОБом и возвращение настоящей Дайан выглядят как истинный триумф, но триумф предсказуемый: о суперсиле Фредди, данной ему Пожарным (великаном), было известно заранее, как и о местонахождении Дайан (ее тульпа еще в прошлой серии сказала, что она в полицейском участке). Пока агент Купер улыбается и обменивается любезностями с остальными героями, на экране остается один из самых зловещих образов в истории сериала: наложенное лицо испуганного Купера. Агент Купер из наложения произносит: «Мы все живем внутри сна», — после чего в комнате гаснет свет. Становится понятно, что до хеппи-энда еще далеко. Сквозь темноту агент Купер, Дайан и агент Коул пробираются к двери в комнату 315, которая не похожа на себя, но, кажется, Купер знает, что делает. За дверью его ждет МАЙК, и вместе они отправляются на встречу с Филиппом Джеффрисом в Черном Вигваме.

Цель уверенного в себе Купера быстро становится ясна зрителю: он называет Джеффрису, свободно перемещающемуся во времени, дату смерти Лоры Палмер, и тот открывает соответствующий портал. То, что весь сериал, — это в первую очередь история Лоры Палмер, известно давно, и особенно явно следует из восьмой серии, где Пожарный отправляет ее душу из Белого Вигвама на землю. Пожарному, МАЙКу и даже Филиппу Джеффрису Купер доверяет, кажется, даже слишком сильно, следуя всех их указаниям и игнорируя зловещие предзнаменования вроде обитателя Черного Вигвама в носатой маске, который выходит ему навстречу из комнаты Джеффриса. В 1989 году Куперу удается изменить ход истории: он уводит Лору в лес — и на следующий день ее труп исчезает с берега озера. И все же план оказывается не до конца успешным: Сара Палмер, явно одержимая злыми духами, зверски разбивает портрет своей дочери — и ладонь Лоры выскальзывает из руки Купера.

Теперь Купер попадает в Красную Комнату в неопределенном времени (МАЙК в очередной раз спрашивает: «Это будущее или прошлое?»). Лора Палмер снова что-то шепчет ему на ухо и исчезает, вопя от ужаса, и Лиланд просит ее отыскать. Купер выходит из Красной Комнаты к ожидающей его Дайан, и на этом моменте, кажется, легче всего потерять нить повествования. На самом же деле агент Купер здесь осознаёт происходящее не намного лучше зрителя: у Дайан он немного растерянно уточняет, действительно ли это она, и улыбается. Стоит отметить, что в его арсенале есть подсказки, о которых зритель мог подзабыть: еще в первой серии Пожарный сообщил ему число 430 и имена Ричард и Линда, а перед самым отправлением в прошлое Джеффрис сказал, что там Купер найдет Джуди (согласно единственному доступному описанию из уст Гордона Коула, древнюю злую сущность). Купер и Дайан едут на машине по неизвестному шоссе и останавливаются на 430-й миле. Купер предлагает Дайан поцеловаться перед отправлением в электрический портал, так как по ту сторону «все может быть по-другому», — здесь он уже не совсем уверен в своем плане, а скорее слепо следует интуиции и подсказкам.

Действительно, по другую сторону портала Купер и Дайан имеют новые имена (как раз имена из подсказки Пожарного — Ричард и Линда). Вечером Дайан видит своего двойника, а утром уезжает в неизвестном направлении — еще одно дурное предзнаменование. Кроме того, Купер становится все больше похож на своего злого двойника: если на выходе из Красной Комнаты он был еще привычно добродушным, то в перестрелке в закусочной он действует хладнокровно и жестко. Нужно понимать, что доппельгангер Купера — это не просто БОБ в теле его клона, а именно еще один Купер, вобравший в себя все самые темные его черты. Присутствие БОБа правильнее понимать как духовное, а не интеллектуальное, и вполне возможно, что, после того как доппельгангер Купера погиб, к нему вернулись некоторые темные черты характера, которые он утерял при разделении. Так или иначе, Купер продолжает двигаться к своей цели — найти Лору Палмер, и в закусочной «У Джуди» (слова Джеффриса работают как подсказка на интуитивном уровне) он ее находит. Но, к своему удивлению, под новым именем.

В этих сценах именно искреннее удивление агента Купера и неловкая обаятельность альтернативной Лоры с трупом на диване составляют величие Линча как рассказчика. Даже введя такие амбициозные сюжетные ходы, как путешествия во времени и параллельные миры, он не растерял основные мотивы сериала: на экране все еще присутствует детектив, доверяющий своей интуиции не меньше, чем высокому интеллекту, и симпатичные персонажи, в очередной раз оказавшиеся посреди кошмарных обстоятельств (серия заканчивается кадрами, в которых альтернативная Лора испытывает глубинный экзистенциальный ужас от осознания существования альтернативной реальности). Истинная природа новой параллельной вселенной — большая загадка даже для такого блестящего ума, как у Дейла Купера, так что о зрительских шансах ее разгадать говорить пока не приходится. Ясно лишь одно: Купер на этот раз зашел в тупик. Хочется верить, что он еще не собирается сдаваться, ведь его положение на данный момент, кажется, немного менее безнадежное, чем в конце предыдущего сезона.


Читайте также:

Новый «Твин Пикс»: Черный Вигвам внутри нас (вообще без спойлеров!)

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Сергей Косов

    Спасибо, хороший текст. Да, Линч определённо в хорошей форме и очень хочется ещё нового «Твин Пикса».

WordPress: 14.11MB | MySQL:201 | 0,651sec