«Василиса Прекрасная», 1940

Баба-Яга: путеводитель по миру героини славянского фольклора


ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Баба-Яга — потенциально интересный для фильмов ужасов персонаж русских народных сказок. Кажется, что вокруг страшной старухи, живущей в лесу в избушке на ножках, можно было бы закрутить целые франшизы отечественных хорроров. Но таких историй слишком мало — разве что в 2020 году выходил фильм «Яга. Кошмар тёмного леса», а на этой неделе стартовал новый сезон проекта «Сергий против нечисти», где одной из главных героинь становится как раз ключевая фигура русского фольклора. Дмитрий Елагин разбирает образ Бабы-Яги, обращаясь к комментариям экспертов.

«Сергий против нечисти», 2022-…, 3 сезон


Происхождение Бабы-Яги

«Шёл, шёл, долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, наконец увидал избушку — стоит в чистом поле, на куричьих голяшках повёртывается; взошел — а тут Баба-Яга». В славянских сказках Баба-Яга встречает путника, разговаривает с ним и часто предлагает ему попариться в бане. Живет она в странном здании — избушке на курьих ножках, расположенной обязательно на краю леса. В сказках мира встречаются похожие герои, тоже живущие на границе двух территорий. Образ Бабы-Яги очень древний и отсылает к обряду инициации, которую проходили мальчики и девочки.

Филолог и фольклорист Владимир Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки» объясняет, что Баба-Яга выполняет роль шамана. Она проводит ритуальную смерть над прошлой версией мальчика, чтобы тот вступил во взрослую жизнь мужчиной. Это объясняет не только образ Бабы-Яги (костяную ногу и другие атрибуты смерти), но и описание избы на курьих ножках. Входит в неё герой через поле, а выходит в лес, она стоит на ногах, как на сваях, будто отрываясь от земли. Животный мотив (ноги курицы) намекает на связь с загробным миром — животные (например, Цербер) часто охраняют вход на тот свет, их нужно победить, чтобы вернуть оттуда близкого человека (например, Минотавр и другие персонажи греческого мифа).

«Последний богатырь», 2017

Другая одна часть обряда — это магические слова. Молодец должен сказать избушке: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — к лесу задом, а ко мне передом» — Али-Баба также произносит волшебную фразу, открывающую для него двери. Заговор — более древний ритуал, чем жертвоприношение или смерть, но его отклики остались в более поздней литературе.

Исследователь этнографии и фольклора Олеся Ерёмина рассказала об ещё одной версии происхождения Бабы-Яги: «Есть теории, согласно которым Баба-Яга — древняя знахарка, травница или ведунья, вытесненная на опушку леса с приходом христианства. Эту связь подтверждает, например, обряд “перепекания” в печи слабых и недоношенных детей. Ещё в её образе видят культ славянской богини Мокоши». Насколько известно Ерёминой по теориям учёных, имя Бабы-Яги (которую звали Эга, Ига, Юга, Язя, Еза, Ягишна, Эжи-баба) происходит от старославянского корня ega/esa, означающего «зло, ужас, кошмар, болезнь».

«Морозко», 1964


Виды Бабы-Яги

В сказках Баба-Яга может выполнять разную функцию в зависимости от типа главного героя. Владимир Пропп пишет о трех формах Бабы-Яги: «…есть Яга-дарительница, Яга-похитительница и Яга-воительница. В зависимости от сюжета сказки Баба-Яга имеет различные черты».

Если к Бабе-Яге приходит добрый молодец, то она чаще всего выступает в качестве дарителя: передаёт молодцу коня, богатства или магические предметы. Награждает она его не просто так — герой знал «пароль» от избушки и не испугался Яги, разделил с ней пищу и ночлег. Если к старухе приходит девушка, то она получает испытание, которое должна выполнить ради спасения жизни любимого.

Баба-Яга может выступать в роли злодейки, главной опасности. От неё может убегать добрый молодец после сцены дарения или дети, не желающие стать обедом старухи. Но от Бабы-Яги так просто уйти нельзя, от неё можно только спрятаться — это чаще всего можно увидеть на примере сказок с детьми, укрывающимися под листвой деревьев. Баба-Яга воительница более опасна, она намеренно хочет погубить молодца, отравить его.

«Золотые рога», 1972


Внешность Бабы-Яги

Баба-Яга, конечно же, лежит на печке, её костяная нога пересекает всю комнату, а огромный нос уткнулся в потолок («Добрые молодцы входят в избушку — на печке лежит Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок»). В произведениях других стран Баба-Яга часто является живым мертвецом, но в славянских сказках остался только один признак — костяная нога.

Баба-Яга не ходит, а как дух летает, но при помощи ступы («Бросилась в погоню; во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»). Ещё одна яркая деталь — это слепота Бабы-Яги. Слепота может быть связана с образом провидца (Тиресий из греческого мифа), но Баба-Яга слепа не физически, а только для мира живых. В пример Владимир Пропп приводит «Вия» Николая Васильевича Гоголя, где черти не видят казака.

Более редкий признак Бабы-Яги — это гротескная женственность, её огромная грудь. Пусть в сказках у Бабы-Яги нет детей, зато она хозяйка леса и управляет животными. С ней же связаны типичные символы хранительницы очага — ступа, метла, кочерга, помело, котёл и так далее. По теории Проппа, эти символы указывают на то, что Яга — древний символ матриархата, женщины-родоначальницы.

«Сергий против нечисти», 2022-…, 3 сезон

Исследовательница фольклора Олеся Ерёмина рассказала об образе Бабы-Яги в мировых сказках: «В татарском фольклоре существует ведьма Убыр, которая живет в маленькой избушке в чаще леса. Убыр приучает к труду, вознаграждает за работу, но может и наказать героя по справедливости. У братьев Гримм есть сказки со злой ведьмой, похожей на Бабу-Ягу своей костлявостью, хромотой и нюхом. Она живёт в пряничном домике, приманивает и пожирает детей. В английских и ирландских сказках есть жестокая ведьма Хаулит, жадная и сварливая старуха. Болгары называют свою лесную старуху Горной матерью, а румыны — Мамападуреи, что переводе значит “лесная мама”».

При этом важно добавить, что Баба-Яга хоть и похожа на европейских ведьм, между ними много отличий. Олеся Ерёмина уточняет, что европейские исследователи иногда называют Бабу-Ягу славянской ведьмой, но символическая роль Бабы-Яги более сложная, чем у простой ведьмы. «Баба-Яга — это некий хаос, в основе которого лежат буйные силы природы, и без которого невозможно пережить трансформацию» — уточнила Ерёмина.

«Хеллбой» / Hellboy, 2019


Баба-Яга в других культурах

В Европе исследование фольклора началось в конце 18-го века и начале 19-го. Немецкие исследователи из Гейдельберга (там находится один из самых престижных институтов мира) Ахим фон Арним, Франц Брентано, братья Гримм и многие другие ездили по деревням Германии, просили жителей рассказать им сказки и записывали их. Благодаря их трудам и трудам их последователей весь мир узнал не только о европейских сказках, но и о народных сокровищах всего мира. Олеся Ерёмина рассказала, что в России систематизировать фольклор начал племянник Василия Жуковского, славянофил Пётр Киреевский. В 1831-м году он стал собирать и записывать народные песни. Привлекал к этому и своих друзей — так в его собрании с несколькими тысячами песен появились произведения, присланные Николаем Гоголем, Александром Пушкиным, Николаем Языковым, Алексеем Кольцовым и Владимиром Далем. В 30-х годах появился трёхтомник «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» этнографа-любителя Ивана Сахарова. По словам Ерёминой, сейчас историки не относят труд Сахарова к достоверному источнику о крестьянском быте, однако в своё время эта работа была оценена очень высоко, в том числе литературным критиком Белинским. Также исследовательница отмечает имя Александра Афанасьева, создавшего наиболее полное собрание русских сказок.

Share on VK
Дмитрий Елагин

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.05MB | MySQL:110 | 0,860sec