«Астрал. Ритуал Малум»: наедине с призраками

В ближайший четверг до кинотеатров доберётся новая картина Энтони ДиБлази «Астрал. Ритуал Малум» — история о полицейском, совершившем задержание сектантов, последствиях сложного дела, и дочери, которой приходится расплачиваться за действия отца. Как новая работа связана с одним из прошлых фильмов режиссёра и чем от неё выгодно отличается, читайте в рецензии Андрея Волкова.


«Астрал. Ритуал Малум» / Malum (2023)

Режиссёр: Энтони ДиБлази
Сценаристы: 
Энтони ДиБлази, Скотт Пойли
Оператор: Шон МакДэниэл
Продюсеры: 
Дэн Клифтон, Скотт Пойли, Мелисса Грувер и др.


Как гласит официальный синопсис, новая работа известного режиссёра малобюджетного хоррора Энтони ДиБлази Malum (в нашем прокате – «Астрал. Ритуал Малум») — это расширенная версия его же «Последней смены». Карьера режиссёра развивалась неровно — у него были как провалы, так и вполне удачные «бэшки». Наиболее раскрепощённо постановщик себя чувствовал в тех проектах, где герои оставались один на один с демонами, живущими внутри них самих. Таковы дебютный «Страх», «Кассадага» и «Последняя смена».

Различий между оригиналом и ремейком не так уж и много. ДиБлази разве что добавил больше драматизма. Теперь отец Джессики, прослывший героем после задержания лидера опасной секты Джона Малума, по неизвестной причине сошёл с ума и устроил стрельбу в участке. Однако любовь главной героини к отцу не померкла даже после убийства отцом своих сослуживцев, а вот к матери Джессика испытывает сложную гамму чувств. Она одновременно заботится о ней и стесняется, ведь мать злоупотребляет алкоголем и явно не была крепкой опорой для отца. Как подтверждение этого, Джессика зовёт мать по имени, и лишь отец для неё непререкаемый авторитет.

Драматический абрис основного сюжета и есть то самое расширение, о котором говорил ДиБлази. По сути, перезагрузка «Последней смены» мало чем отличается от оригинала, разве что бюджет стал больше, поэтому режиссёр смог сосредоточиться на визуальной части. Изображение теперь не отдаёт любительским душком, а напоминает голливудскую продукцию — цветокоррекция насыщенная и сбалансированная. Сначала зрителя ждёт знакомство с главной героиней и полицейским участком, где Джессика должна отработать ночную смену, а затем постепенно в кадре появляются призраки, так что фильм прочно переходит в орбиту галлюциногенного кошмара.

Наиболее удачной у Энтони ДиБлази вышла первая половина ленты, где ему отлично удалось создать мистическую атмосферу без явных появлений паранормального в кадре. Наоборот, режиссёр и оператор Шон МакДэниэл играют с ожиданиями зрителя, отлично выстраивая кадр и интригуя реципиента темнотой помещений полицейского участка и извилистыми поворотами, за которыми может скрываться любое зло. Лента как будто снята с точки зрения невидимого наблюдателя, прячущегося в полутёмных коридорах здания.

По мере развития событий Энтони ДиБлази слишком увлекается глюками, теряя нить сюжета и почти сводя на нет драматическую линию отца и дочери. Режиссёр забывает о главном желании своей героини — понять, что же случилось с её отцом, почему он устроил стрельбу в полицейском участке. В то же время видениям Джессики не хватает психоаналитической глубины и фантазии, дабы вызвать лестные ассоциации с сюрреализмом Луиса Бунюэля или Дэвида Линча. Постановщик воспроизводит не только собственные наработки из «Последней смены», но и пользуется штампами многих галлюциногенных триллеров и хорроров. Конечно, зрителя ждёт встреча с окровавленными призраками и фантомами её коллег, которых Джессика принимает за реальных людей.

Тема «низшего бога», которому поклонялась секта Джона Малума, лишь обозначена ДиБлази. Кроме краткого появления некоего рогатого существа, в котором без труда можно распознать намёк на дьявола, мы практически ничего не узнаем об этом боге, которому служил Джон Малум. У режиссёра была возможность развить эту линию, заинтриговать зрителя паранормальной сущностью, словно явившейся из вселенной Говарда Лавкрафта, но, к сожалению, ДиБлази ориентировался не на классика-мифотворца, а на традиционное изображение демонов в хоррорах, как будто боясь не совпасть с ожиданиями зрителя.

Тем не менее, у Энтони ДиБлази получилось то, что редко кому удаётся — войти дважды в одну реку, ведь в его условной перезагрузке очень мало отличий от «Последней смены». Однако режиссёр удерживает внимание зрителя на протяжении большей части хронометража за счёт умело созданного саспенса. Действительно ли здание полицейского участка осаждают последователи культа «низшего бога» или же в тёмных коридорах здания скрываются призраки неупокоенных жертв?

«Астрал. Ритуал Малум» целиком держится на игре Джессики Сула, которая сначала изображает свою героиню как девушку, стремящуюся походить на отца в полицейской службе, а затем, как теряющую рассудок психопатичную личность, склонную к насилию. Драматическое развитие характера главной героини удачно сочетается с вкрадчивым слежением камеры за Джессикой, что может напомнить стиль Джона Карпентера, особенно такие его ленты, как «Хэллоуин» и «Туман». Конечно, до атмосферы и саспенса американского классика новому фильму ДиБлази далеко, зато режиссёру удалось реабилитироваться после не самой удачной «Крайности».

Возвращение режиссёра к сюжету одного из самых известных своих фильмов, очевидно, было вызвано некоторым творческим кризисом (после своего хита 2014 года режиссёр лихорадочно искал себя, пробуя разные жанры). Тем любопытнее будет наблюдать за дальнейшей эволюцией стиля ДиБлази: сумеет ли автор снова удивить зрителя неожиданной разработкой заезженных тем, как в ранний период творчества, или продолжит переосмысливать свои прошлые работы.

Share on VK
Андрей Волков

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.17MB | MySQL:115 | 1,133sec