Ужасам все возрасты покорны: 11 фильмов про жутких стариков
К премьере хоррора «На пороге смерти» Артём Петров решил вспомнить фильмы, где морщины и глубокая седина не напоминают о мягких руках и вкусных пирогах бабушки и дедушки, а пускают холод по коже и заставляют бояться стариков.
Что случилось с Бэби Джейн? (1962)
Реж: Роберт Олдрич
Джейн Хадсон в детстве была известной, но со временем успешно развалила карьеру и предала имя забвению. Её сестра Бланш смогла сохранить славу даже после злополучной аварии, приковавшей женщину к инвалидной коляске. Теперь родственницы живут в одном большом доме и тихо друг друга ненавидят. Со временем старые обиды выплывают наружу, превратив полумирное сосуществование в борьбу за выживание.
Легендарная картина Роберта Олдрича в первую очередь известна даже не тем, что породила моду на геронтологические триллеры. Военные действия происходили не только на экране, но и на съёмочной площадке, ведь исполнительницы главных ролей Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд ненавидели друг друга лютой ненавистью. Благодаря этому их актерская игра получилась наиболее натуралистичной, хотя и создала определенные проблемы Олдричу.
Образ Бетт Дэвис в роли Бэби Джейн вызывает смешанные чувства: от отвращения до жалости: полубезумная престарелая женщина, страдающая от алкогольной зависимости и живущая воспоминаниями о былой славе. Финальная фраза: «А ведь всё это время мы могли быть подругами» отлично описывает их взаимоотношения с сестрой и характеризует героиню не как злодейку, а как жертву обстоятельств, не сумевшую смириться с прошлым и найти силы жить дальше.
Не дыши (2015)
Реж: Федерико Альварес
Троица молодых грабителей врывается в дом пожилого ветерана Нормана с целью его ограбить. Старик слеп, и не вызывает никакого опасения. Но слепой не равно беззащитный: бывший военный хранит скелеты в шкафу и не позволит никому вынести их наружу.
Местами нелогичный и откровенно глупый сценарий отлично перекрыли динамика, саспенс и зрелищность. После великолепного ремейка «Зловещих мертвецов» Федерико Альварес смог повторить свой успех. И его важной составляющей стал антагонист. Стивену Лэнгу всегда удавались роли крутых ублюдков, но Норман стоит особняком. Это самый драматичный и трогательный образ в карьере актера. Зрителю открывается не жестокий маньяк, а одинокий, сломленный и отчаявшийся человек, стремящийся вернуть былое счастье любой ценой.
Мёртвое время: Кала (2007)
Реж: Джоко Анвар
На автобусной остановке толпа сжигает пять человек. Детектив Эрос и журналист Янус ставят цель разобраться в случившемся, но чем дальше заходит расследование, тем сильнее становится ясно, что в этом деле замешаны опасные сверхъестественные силы.
В 2007 году Джоко Анвар демонстрирует публике свой дебютный хоррор. «Мертвое время» выгодно выделяется за счет смешения мистики, азиатского фольклора, политического триллера и нуара со всеми вытекающими клише. Огромную роль в становлении жуткой атмосферы сыграл Пиндоро, один из антагонистов, больше напоминающий старика с мертвенно-бледной кожей. Подкрадываясь словно паук, он несёт своим жертвам ужас и смерть. Столь необычный образ способен остаться в памяти у зрителей, как самый пугающий представитель лиц пожилого возраста, даже несмотря на то, что он не является человеком.
Бабушка (2021)
Реж: Пако Пласа
Успешная модель Сусана вынуждена срочно вернуться из Парижа в Мадрид, где от инсульта едва не умерла её бабушка. Девушка намерена остаться с ней, пока не будет найдена хорошая сиделка. Сделать это не так просто, ведь старушка хранит опасные секреты..
На первый взгляд новая работа режиссёра «Репортажа» выглядит как драматический хоррор с социальной подоплёкой. Забота о больном престарелом родственнике сопровождает собой излишние хлопоты, к которым не все готовы, а потому молодые люди стараются перекинуть ответственность на кого-нибудь другого. К сожалению, Пако слишком быстро об этом забывает и делает основной упор на построении мистической атмосферы вокруг главной антагонистки в исполнении бывшей бразильской модели Веры Вальдез. Ей удалось отлично передать образ жуткой леди, лишь кажущейся беспомощной. Достаточно одного взгляда, чтобы осознать, что от этой бабушки больше не стоит ждать любви и заботы – в этих глазах можно увидеть только смерть.
Реликвия (2020)
Реж: Натали Эрика Джеймс
Кей вместе со своей дочерью Сэм вынуждены приехать в маленький городок, чтобы отыскать свою пропавшую мать и бабушку. Женщина страдает от деменции, а потому нуждается в помощи и заботе. Воссоединение не приносит облегчения, так как с этого момента в доме начинают происходить странные вещи.
В отличие от Пако Пласы, Натали Эрика Джеймс делает упор на проработку драматической линии и взаимоотношения между персонажами. Робин Невин активно взаимодействует со своей экранной роднёй. Поначалу она не дает никаких поводов для беспокойства, но постепенно страх нарастает, а вместе с ним меняется и поведение Эдны: от безобидной престарелой женщины до настоящего монстра, представляющего угрозу.
На протяжении всего хронометража задаётся множество вопросов, позволяющих раскрыть отношения сразу трёх поколений женщин, но самым важным является лишь один: «Готов ли ты оказывать заботу, даже если это опасно?». Кажется, вопрос риторический, но из него не получается вычеркнуть важную составляющую. Любовь. Настолько сильную, что она не позволит бросить любимого человека даже ценой жизни.
Визит (2015)
Реж: М. Найт Шьямалан
Бекка и Тайлер приезжают в гости к бабушке и дедушке, с целью познакомиться и снять документальный фильм. До этого они никогда не видели своих родственников: мать сбежала от них много лет назад и с тех пор не поддерживала контакт. Постепенно становится ясно, что пребывание в гостях может нести риск для жизни.
После двух неудачных блокбастеров, М. Найт Шьямалан решил понизить планку и снять малобюджетное мокьюментари в своем фирменном стиле, где есть место нелепому юмору и неожиданному сюжетному повороту. План сработал даже слишком хорошо. Постановщик не только снял кассово успешную работу, но и выдал один из лучших хорроров в своей карьере. Дианна Данаган и Питер МакРобби отлично воплотили роли весьма неоднозначных персонажей. На протяжении всей ленты они играются со зрителем, не позволяя вовремя себя раскрыть. Странное поведение в любую секунду может смениться на нормальное и вот уже перед глазами представлены не безумцы, а несчастные старики, страдающие от возрастных проблем. И только финальный твист расставит всё по своим местам.
X (2022)
Реж: Тай Уэст
1979 год. Небольшая компания арендует дом на ферме одной пожилой пары из Техаса с целью снять порнографию. Ожидаются быстрые съёмки и лёгкий заработок, но в планы вмешиваются хозяева, у которых появляются свои планы на молодых людей.
На первый взгляд у Тая Уэста получился вполне стандартный слэшер со всеми соответствующими клише, но вместо того, чтобы идти по проторенной тропе жанра, создатели фильма взяли одну из его основ, возвели в абсолют, а затем сломали.
Секса здесь очень много. Более того, он становится главным мотиватором для антагонистов, тем самым делая их современными, не помешанными на религии стариками. Мия Гот воплощает сразу несколько образов: главной героини и её противницы Пэрл (актриса блестяще возвращается к этой роли в одноимённом приквеле). Это практически отзеркаленные персонажи, имеющие общие цели и желания. Разница лишь в том, что никто не сможет (да и не захочет) удовлетворить потребности Пэрл. Остаётся лишь вымещать злобу на объектах соблазнов со всеми вытекающими кровавыми последствиями.
Пожар на помойке (2016)
Реж: Ричард Бейтс мл.
Оуэн намеревается познакомить девушку Изабель со своими родственницами: бабушкой Вайолет и сестрой Пэрл. Парень этого делать не хочет, ведь первая помешана на религии, а лицо и психика второй пострадали в результате несчастного случая, но под напором возлюбленной всё же сдаётся. И чем дальше заходит встреча, тем сильнее становится ясно, что приезд был ошибкой.
Ричард Бейтс мл. очень часто затрагивает в своих работах непростые отношения с родственниками. В «Пожаре на помойке» конфликт является центральной темой, подарившей ещё один образ опасной антагонистки. Вайолет в исполнении Финолы Флэнаган кажется обычной чопорной, консервативной и сварливой леди, которая любит поворчать на молодёжь и наставить «на путь истинный» цитатами из Библии, но в тихом омуте у старушки немало чертей. Она оказывается сумасшедшей религиозной фанатичкой, убеждённой в том, что убийства — богоугодное дело. Настолько, что не побоится рассказать в исповеди о своих преступлениях, смакуя каждое слово. Родню не выбирают — это правда. Однако пример Вайолет наглядно показывает, что некоторые родственные связи действительно лучше не возобновлять.
Проклятие: Старуха в белом (2009)
Реж: Рюта Миякэ
После провала на экзаменах молодой парень убивает всю свою семью и совершает самоубийство, тем самым активировав проклятие. С этого момента призрак старухи в белом одеянии убивает всех, кому не посчастливилось с ней встретится.
В сюжете не фигурирует Каяко, но её дело продолжает жить: это спин-офф оригинальной японской серии «Проклятие». Фильм использует стандартную схему японского проклятия. Тривиальный сюжет компенсируется персонажем пожилой женщины, обладающей простой, но эффектной и запоминающейся внешностью. И хотя на экране данный персонаж будет недолго — хронометраж составляет всего 1 час —, образ забыть уже не представляется возможным. Она ещё долго будет приходить в ночных кошмарах.
Старики (2022)
Реж: Энди Фечер
Элла возвращается в родной город на свадьбу сестры, и забирает отца из дома престарелых. Ночью происходит нападение: одержимые демоном жители дома престарелых решили отомстить молодому поколению.
«Старики» представляют собой переосмысление классической «Ночи живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро, только вместо стандартных живых мертвецов здесь озлобленные и умеющие пользоваться оружием престарелые мужчины и женщины. Картина сочетает в себе зрелищный слэшер, в котором антагонисты эффективными способами расправляются со своими жертвами, и драму с социальным подтекстом. Все представленные убийцы весьма колоритны, но один выделяется необычным выбором оружия (не каждый способен убивать обычным металлическим шаром) и особой кровожадностью.
На пороге смерти (2022)
Реж: Рауль Сересо, Фернандо Гонсалес Гомес
После самоубийства матери Мануэль вынужден взять на попечение престарелого отца, чему рада дочь и не очень рада жена. Со временем поведение Мануэля становится пугающим. Все старики в городе тоже начинают подозрительно себя вести, и это явно связанно с аномальной жарой. Температура растёт с каждым днём, а вместе с ней нарастает и опасность.
После комедийного бодихоррора «Пассажирка» дуэт Рауль Сересо и Фернандо Гонсалес Гомес в новой работе совмещают сюжеты «Стариков» и «Дождей». Социальный подтекст сочетается с элементами аномальной погоды, призванной усиливать напряжение. Правда, в отличие от первой киноленты тут отсутствует упор на насилие. Дуэт сосредоточен вокруг создания интриги, а звезда «Платформы» Сорион Эгилеор делает фильм максимально некомфортным.