«Заклятье. Дом тьмы»: отпусти, не забудь


ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

В прокате «Заклятье. Дом тьмы» – дебютная режиссёрская и сценарная полнометражная работа Ахмеда Абдель-Салама. Здесь мать и дочь пытаются восстановиться и наладить отношения, но сталкиваются с новыми травмами из прошлого. Что это за хоррор и какой путь проходят герои, рассказывает в своей рецензии Полина Николайчук.


«Заклятье. Дом тьмы» / Smother / Heimsuchung (2023)

Режиссёр: Ахмед Абдель-Салам
Сценарий: Ахмед Абдель-Салам
Оператор: Александер Дирнингер
Продюсеры: Матиас Форберг, Юджен Клим, Лена Уайсс


Отношения в семье Ханны накалены до предела. Мать, страдающая от алкоголизма, попадает в аварию вместе с дочерью. И это лишь усугубляет ситуацию. А тут ещё и смерть дедушки Ханны — отца Михаэлы. После похорон женщина решает задержаться в родном городе вместе с дочкой, чтобы наладить отношения, но там ей приходится столкнуться с прошлым, которое она так тщательно пыталась забыть.

Снова история про маленьких взрослых, которым приходится брать на себя ответственность за старших или ставить их на путь истинный, напоминая об обязанностях и о себе. Ханна играет роль совести главной героини, отражения её собственного детства. Как бы сильно мы не хотели избежать ошибок наших родителей, чем больше мы от этого бежим, тем больше раскидываем грабли и попадаемся в ловушку.

Австрийский хоррор может похвастаться красивыми пейзажами с завораживающим полем подсолнухов. И правда, бывают же поля кроме кукурузных. Один из самых красивых кадров фильма – кровь, стекающая по подсолнуху, а один из самых пугающих кроется в земле. Тем не менее, выделить операторскую работу, как нечто выдающееся, здесь не получится: она уступает основному назначению сюжета – психологическому проживанию травм. Это максимально психотерапевтическое кино, стремящееся показать опасности некоторых особенностей нашего мышления.

Весь фильм, как проживание травм главной героини. Михи (Корнелия Иванкан) доказывает, что если вычёркивать из своей жизни плохие воспоминания, не давая себе их пережить как следует, рискуешь вычеркнуть и хорошие, оставив выжженную дыру в своем сердце. Заполнить её ничем (даже алкоголем) не удастся. Таких фильмов много, а «Заклятье. Дом тьмы» работает, нагнетая страх и отношения между матерью и дочерью.

Среди прочих вещей деда, Ханна находит перевязанную верёвкой яркую детскую коробочку. Знакомый образ девушки будто из «Звонка» с лицом, закрытым волосами, появляется на рисунке, спрятанном внутри – как запертые воспоминания в дальних углах нашей памяти. Здесь девушка не так пугает, но вызывает массу вопросов. Травма одной становится другом другой: Ханна воспринимает рисунок, как что-то очень важное и сокровенное, и подсознательно тянется к прошлому матери, которая, наплевав на чувства дочери, срывается и напивается после долгого воздержания.

Именно дочь — копия матери в детстве, вытягивает мать из пучины кошмаров, выбивающих из реальности. Девочка видит призрака, но несмотря на заявленный синопсис, совсем не играет и не взаимодействует с новым другом, а скорее остаётся напуганной чужаком в саду. Да и семейное «проклятие» привязано не к дому, но к Михаэль, чья чёрная дыра в сердце съедает всю семью, но в итоге оказывается заполненной.

Для дебютной режиссёрской работы Ахмеда Абдель-Салама «Заклятье. Дом тьмы» выглядит многообещающе. В этом хорроре, может, и не так много поводов для ужаса, но каждую минуту находишься в напряжении, ожидая чего-то жуткого и неприятного (и некоторые сцены оправдывают ожидание сполна). В финале же получаешь освобождение и напоминание о том, что все эмоции надо переживать: закрывая даже часть, рискуешь потерять и всё остальное.

Share on VK
Полина Николайчук

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.99MB | MySQL:109 | 0,733sec