Пушистый кошмар: 16 хорроров про кошек и собак

Пушистый кошмар: 16 хорроров про кошек и собак


ХАРАМ

На RussoRosso уже выходило несколько подборок про зверей, а после выхода фильма «Глазами пса» мы решили вспомнить хорроры, где антагонистами или защитниками выступают исключительно кошки и собаки. За котами наблюдала Дарья Алиева, а за псами — Андрей Волков. В конце оставили небольшой бонус для кошатников.


«Тень кошки» / The Shadow of the Cat (1961)
Реж: Джон Джиллинг

Кошка оказывается единственным свидетелем убийства хозяйки мужем. Тело закапывают в лесу, и преступники остаются безнаказанными… Табита не может оставить это без внимания. Она начинает следить за заговорщиками, и вскоре каждое движение кошки заставляет тех чувствовать себя под наблюдением.

«Тень кошки» — один из самых ранних примеров использования «animal gaze» в готическом кино. Усадьба, где происходит действие, становится замкнутым пространством вины: каждый член семьи связан с преступлением и пытается скрыть правду. В этом контексте кошка символизирует подавленную память — ту самую тень, от которой невозможно избавиться.

Роль Табиты исполнила специально обученная британская короткошёрстная кошка.


«Стая» / The Pack (1977)
Реж: Роберт Клауз

«Стая» Роберта Клауза — редкий социальный хоррор, вполне в духе 1970-х, когда человечество всерьёз задумалось об окружающей среде. Фильм Клауза повествует о вторично одичавших собаках, которые стали нападать на немногочисленных жителей острова. Неспособные жить поодиночке, домашние псы сбиваются в стаю и постепенно озлобляются, так что вскоре воспринимают любого человека на своей территории как потенциального врага. Особенно жуткое впечатление производит вожак стаи — большой пёс со шрамами после многочисленных битв. Он одержим яростью, и не знает жалости.

Важным персонажем ленты становится собака, оставленная туристами в начальной сцене. Этот пёс ещё не озлобился, а потому не участвует в нападениях собачьей стаи. Его последующая судьба — хороший пример того, что чем раньше животное заберут с улицы, тем выше шанс, что собака не перейдёт невозвратную черту жгучей ненависти к людям.


«Жуткие создания» / The Uncanny (1977)
Реж: Дени Эру

Уилбур Грей — исследователь, посвятивший жизнь изучению паранормальных явлений. В прошлом он писал о летающих тарелках и загадках древних цивилизаций, однако теперь убеждён, что его новая работа важнее всего, что создавалось раньше. Оказывается, существуют древние и злобные существа, контролирующие человеческий мир, и это… кошки! В подтверждение Грей приводит своему издателю Фрэнку Ричардсу доказательства: три реальных истории, каждая из которых раскрывает кошачий заговор и демонстрирует, насколько коварными и могущественными могут быть эти на первый взгляд безобидные существа.

Трансформация из обыденного домашнего питомца в сверхъестественный субъект отражает характерную для британского хоррора 1970-х тенденцию фрейдовского понятия unheimlich: жутко становится от столкновения не с чем-то чужим, а наоборот — с тем, что до боли знакомо.


«Куджо» / Cujo (1983)
Реж: Льюис Тиг

Ленту Льюиса Тига «Куджо», основанную на одноименном романе Стивена Кинга, знает любой хоррорман. Она повествует о добродушном сенбернаре Куджо, который, вследствие заболевания бешенством, превратился в беспощадную машину смерти.

Как и роман, экранизация — камерное произведение. Основное действие происходит в запертой машине на территории автомастерской, где работал хозяин Куджо. Ди Уоллес-Стоун играет Донну Трентон, которая вместе с малолетним сыном оказалась в неисправной машине. В лучших традициях Хичкока, режиссёр постепенно нагнетает напряжение, дабы ближе к финалу заставить зрителя особенно беспокоиться за судьбу главных героев, у которых, кажется, нет никаких шансов спастись.

Усилия режиссёра не пропали даром. Его лента не только удостоилась хвалебного отзыва Роджера Эберта, не особенно жалующего хорроры, но и до сих пор производит сильное впечатление.


«Кошачий глаз» / Cat’s Eye (1985)
Реж: Льюис Тиг

Альманах с юной Дрю Бэрримор снят по сценарию Стивена Кинга, объединившего две свои опубликованные новеллы и один оригинальный сюжет. Уличный кот убегает от пса Куджо и прячется в грузовике. Машина доставляет его в город, и вскоре кот оказывается втянут в пугающую цепочку событий, перемещаясь из одной истории в другую.

Дик Моррисон соглашается пройти программу отказа от курения в фирме «Quitters Inc.», однако методы этой фирмы далеки от обычных. Стэн Норрис, влюбившийся в жену криминального авторитета, должен пройти по узкому карнизу небоскрёба, чтобы получить свободу, деньги и жену мафиози. Десятилетняя Аманда уверена, что в её комнате скрывается зловещее существо — и лишь бродячий кот готов прийти ей на помощь.

В роли храброго кота в кинокартине Льюиса Тига снялся десяток хвостатых. Разные коты использовались для разных задач: кто-то ловчее прыгал, кто-то спокойнее реагировал на съёмочную аппаратуру, а кто-то лучше взаимодействовал с актёрами.


«Псы» / (1989)
Реж: Дмитрий Светозаров

Эту перестроечную ленту сложно назвать зоохоррором, хотя в картине есть сцены нападения одичавших собак. Режиссёр, по его собственному признанию, задумал в своём фильме отразить крах советской эпохи. Действие картины происходит в постапокалиптическом антураже, вблизи небольшого города, который регулярно атакует собачья стая.

Постановщик трактует противостояние охотников и собак-людоедов в метафорическом ключе. Сложные отношения в коллективе охотников, по задумке постановщика, отражают бурлящее перестроечное общество, а злобные псы символизируют ополчившуюся на человека природу. Артхаусную ленту Светозарова сложно порекомендовать широкому зрителю, но она точно останется в памяти каждого посмотревшего, даже если он и запутается в лабиринте сложных визуальных образов.


«Кладбище домашних животных» / Pet Sematary (1989)
Реж: Мэри Ламберт

Семья Крид переезжает в тихий городок Ладлоу. Рядом с их новым домом тянется тропинка, ведущая вглубь леса к самодельному кладбищу, где дети хоронят своих питомцев, а заодно — к древнему индейскому погребению, способному воскрешать мёртвых.

В экранизации Мэри Ламберт эта история рассказана через традиционную эстетику готического хоррора конца восьмидесятых. Спустя почти тридцать лет вышла новая версия, где вместо малыша Гейджа умирает старшая дочь Элли. Однако одним из самых выразительных персонажей обеих вариантов остается британский кот Чёрч — первый «возвращённый» из мертвых. Ламберт снимала крупные планы глаз животного, используя живых кошек в сочетании с аниматроникой, чтобы подчеркнуть неестественность движений.


«Бездомные твари» / Strays (1991)
Реж: Джон МакФерсон

Семья Джарреттов переезжает в уединённый дом за городом. Идиллию нарушает группа агрессивных бездомных кошек, которые действуют удивительно слаженно — будто ими кто-то руководит. И действительно, за всем стоит шрамированный альфа-кот, не желающий уступать территорию.

В начале 1990-х американское общество находилось между верой в урбанистический порядок прошлого десятилетия и растущей тревогой из-за намечавшихся экологических проблем. Попытка укротить природу становится для Джарреттов напоминанием, что не они здесь хозяева.


«Лунатики» / Sleepwalkers (1992)
Реж: Мик Гаррис

Ещё один фильм по сценарию Стивена Кинга — и снова с котами. «Лунатиков» стоит увидеть хотя бы ради того, чтобы понять, как далеко может зайти автор «Сияния» в заигрываниях с собственным именем и жанром. Коты противостоят монстрам, питающимся жизненной энергией девственниц.

Чарльз Брэйди и его мать — оборотни. Обычно они сохраняют человеческую форму, но по желанию могут превращаться в кровожадных двуногих тварей размером с человека. Управу на монстров — разумеется, в мордочках котов — находит школьница Таня Робертсон.

По разным источникам, около сотни котов собрались вместе, чтобы создать одну из самых грандиозных и жутких сцен нападения котов в истории кинематографа. Хоррор-звёзд в кадре, впрочем, тоже набралась целая плеяда: в эпизодах можно заметить самого Стивена Кинга, Клайва Баркера, Джона Лэндиса, Джо Данте и Тоуба Хупера.


«Лучший друг человека» / Man’s Best Friend (1993)
Реж: Джон Лафия

Эта картина хоррормейкера Джона Лафия выделяется на фоне других «собачьих» хорроров фантастическим содержанием. С виду добродушный пёс Макс, которого освободила из лаборатории сердобольная журналистка Лори Таннер (Элли Шиди), оказывается генетически модифицированным зверем с непреодолимой тягой к насилию. Постановщик не довольствовался простым кровавым хоррором, а попытался показать противоречивый характер Макса, который в один момент может вести себя с хозяйкой как игривый щенок, а затем превращаться в кровожадного монстра.

Режиссёр соединяет научную фантастику с тревожным триллером, уделив особое внимание моральным проблемам военных разработок. Не всё вышло удачно, однако картина вызывает несомненный интерес за счёт вкрапления антимилитаристского подтекста в анималистический хоррор.


«Зловещая луна» / Bad Moon (1996)
Реж: Эрик Ред

До премьеры ленты Бена Леонберга «Глазами пса», картина сценариста Эрика РедаПопутчик», «Почти стемнело») была самым известным фильмом о собаке, защищающей хозяев от монстров. Кроме того кинолента стала одним из лучших вервольф-хорроров 1990-х.

Только овчарка Тор чует в дяде Теде (Майкл Паре), живущем в доме сестры Джанет (Мэриел Хэмингуэй), оборотня. Картина Реда может похвастаться удачным совмещением отличных спецэффектов (сцены превращения в оборотня почти не уступают классике 1980-х) и саспенса. Режиссёр дозированно распределил сцены насилия по хронометражу, а также уделил немало внимания психологии своих героев, особенно трансформации характера дяди Теда, перед которым стоит непростой выбор – убить себя или стать причиной смерти своих близких.


«Ротвейлер» / Rottweiler (2004)
Реж: Брайан Юзна

Начиная с 1998 года, когда Брайан Юзна стал полноправным творческим партнером Хулио Фернандеза (они вместе основали лейбл «Fantastic Factory»), постановщик много времени проводил в Европе. «Ротвейлера» он снял в Барселоне, продолжив и развив научно-фантастическую тему «Лучшего друга человека». Теперь собака — полноценный киборг, которого используют для поимки сбежавших заключённых.

Брайана Юзну в «Ротвейлере» мало интересуют вопросы столкновения науки и морали. Куда интереснее для постановщика показать противостояние человека и механического зверя. Неслучайно главного героя зовут Данте, который тоже проходит по своеобразным кругам ада, стремясь спастись от робота-ротвейлера. Лента мало что добавила к славе Юзны 1980-1990-х, однако показала его способность снять динамичный хоррор на достаточно тривиальную тему злого киборга.


«Свора» / The Breed (2006)
Реж: Николас Мастандреа

Николас Мастандреа, продюсер фильмов Уэса Крэйвена 1990-х, в середине 2000-х решил соединить, условно говоря, «Куджо» и «Лучшего друга человека», приправив сюжет элементами слэшера. Генетически модифированные собаки с заброшенной военной базы, напавшие на приплывшую потусить на необитаемый остров молодёжь, получились словно потомками психически неуравновешенных псов Куджо и Макса.

Главное достоинство «Своры» — актёрский ансамбль. Мишель Родригес, Эрик Хадсон и Тэрин Мэннинг хорошо играют свои роли, порой преодолевая клишированный сценарий Роберта Конте и Питера Мартина Вортманна. Особенным удовольствием для зрителя становится неожиданная перемена амплуа Мишель Родригес, которая вполне убедительна в образе женственной Ники, доброй и романтичной девушки.


«Кот: Глаза, которые видят смерть» / Goyangi: jukeumeul boneun du gaeui nun (2011)
Реж: Пён Сын-ук

Со-ён (Пак Мин-ён), молодая грумер, страдающая клаустрофобией, берёт на передержку кота по кличке Пидан — единственного свидетеля странной смерти своей хозяйки в кабине лифта. Как только Пидан появляется в жизни Со-ён, той начинают сниться кошмары о девушке с кошачьими глазами.

В корейской культуре кошка часто воспринимается как посредник между мирами живых и мёртвых. Начавшись как хоррор, «Кот: Глаза, которые видят смерть» оборачивается настоящей трагедией: Пидан становится свидетелем человеческой жестокости и напоминанием о несправедливо брошенных и забытых.


«Голоса» / The Voices (2014)
Реж: Маржан Сатрапи

Кроссовер «Психо», «Декстера» и «Доктора Дулиттла» — только с котом. Джерри — рабочий с шизофренией, который и не думает унывать. Тем более, недавно Джерри перестал пить таблетки, и теперь жизнь стала куда удивительнее и веселее: Джерри слышит голоса домашних животных — добродушного пса Боско и язвительного кота мистера Вискерса.

В отличие от пса, символизирующего добродетель, мистер Вискерс, как и подобает каждому уважающему себя коту, представляет тёмные качества личности героя. От его ухищрений не спасают даже самые здравые доводы рассудка: «Зачем я вообще тебя слушаю? Ты же кот!».

Мистера Вискерса отыгрывали сразу несколько рыжих котов, а озвучивал их сам Райан Рейнольдс, исполнивший роль Джерри.


«Глазами пса» / Good Boy (2025)
Реж: Бен Леонберг

Полнометражный дебют независимого постановщика Бена Леонберга повествует о собаке Инди, чей страдающий раком хозяин решает пожить в пустующем доме своего деда. Естественно, обитающий там демон довольно скоро обнаружит свое присутствие.

Бен Леонберг решил выделиться тем, что представил сверхъестественные события с точки зрения собаки. В главной роли задействован пёс режиссёра Инди, которого он снимал в течение трёх лет. Так как собака не была дрессированной, постановщик, помимо хозяйских команд, часто использовал эффект Кулешова, заставляя самого зрителя «придумывать» эмоции, которые испытывает четвероногий герой.

Другой важной особенностью картины становится преобладание нижних ракурсов, аккурат с учетом роста собаки, так что лица людей практически не попадают в кадр. Благодаря такому визуальному приёму, достаточно обычный сюжет о «нехорошем» доме представляется свежим, что и отметили многие кинокритики.


Бонус

«Scaredy Cat»

В 2020 году компания «Temptations» представила миру «Scaredy Cat» — первый в истории фильм ужасов, созданный специально для кошек. Короткометражка длительностью около четырёх минут сразу привлекла внимание владельцев домашних питомцев. После премьеры «Scaredy Cat» собрал более 70 тысяч просмотров.

Действие фильма разворачивается в мрачном доме во время грозы. Главный герой — любопытный котёнок, который, следуя за таинственным клубком пряжи, оказывается в самых тёмных уголках дома. Каждый шаг приводит его к новым пугающим событиям: падающие картины, скрипящие двери и странные звуки. В финале кот сталкивается с самым жутким — с огурцом.

Создатели фильма учли особенности восприятия кошек. Звуковое сопровождение было адаптировано под частотный диапазон, воспринимаемый кошачьими ушами, а тени и движения, были спроектированы с учётом того, как кошки воспринимают пространство и объекты.


Читайте также:

Не братья наши меньшие: 10 необычных фильмов ужасов и триллеров про животных
Коль с фауной тебе не повезло: Лучшие фильмы ужасов про животных

Share on VK

Авторы:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.21MB | MySQL:116 | 1,263sec