Изыди: 10 оригинальных фильмов об экзорцизме

Изыди: 10 оригинальных фильмов об экзорцизме

Хорроры об экзорцистах упорно пытаются захватить рынок фильмов ужасов уже пару лет, но выходит не всегда удачно. «Экзорцист Ватикана» с Расселом Кроу собрал неплохую кассу, но получил целую россыпь номинаций на «Золотую малину», а «Изгоняющий дьявола: Верующий» Дэвида Гордона Грина и вовсе похоронил многообещающую франшизу. В то же время аргентинский проект «Одержимые злом» Дэмиана Руньи прошёл  в 2023 году весьма успешно. Даже в минувший четверг в прокат вышли сразу две картины по теме — «Святая ночь. Охотники на демонов» и «Ритуал», так что тему пока рано списывать со счетов. Егор Шеремет отобрал для вас 10 недооценённых фильмов об экзорцизме, которые почти не уступают культовому «Изгоняющему дьявола» Уильяма Фридкина.


«Дьяволы» / The Devils (1971)
Реж: Кен Рассел

Историческая фантазия Кена Рассела «Дьяволы» — один из самых провокационных фильмов прошлого века. История о противостоянии отца Грандье и монахини, обвиняющей священника в сговоре с дьяволом, изобилует таким количеством жестоких и эротических сцен, что защитники общественной морали без всякой иронии обвиняли режиссёра в сатанизме. Карьера Рассела грозила полететь в тартарары. Британского таланта спасли критики — тема репрессированной сексуальности, вскрываемая через образы одержимых монахинь, оказалась настолько актуальной, что «Дьяволы» стали одним из символов английской контркультуры.

От вольной экранизации книги Олдоса Хаксли отказалось несколько студий, но британский режиссёр сумел уговорить Warner Bros. выделить деньги на съёмки и прокат картины. Продюсеры явно пожалели о своем решении — фильм запретили в нескольких странах, а цензоры нещадно порезали скандальное кино. Зато фильм с Оливером Ридом и Ванессой Редгрейв понравился кинопрофессионалам: Рассел получил приз за лучшую режиссуру на венецианском кинофестивале. К тому же, культовый статус «Дьяволов» помог карьере одного из художников-декораторов, создававших вместе с Расселом локации французского города Людона — будущему режиссёру Дереку Джармену.


«Одержимость Джоэла Делейни» / The Possession of Joel Delaney (1972)
Реж: Уорис Хуссейн

Синопсис фильма «Одержимость Джоэла Делейни» звучит как мечта любого поклонника ретро-хоррора: легендарная актриса Ширли Маклейн играет обеспокоенную нью-йоркскую богачку, в брата которой вселяется дух пуэрториканского серийного убийцы. Вот только новаторский сюжет (фильм вышел на год раньше «Изгоняющего дьявола»), премьера в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля и большая звезда в главной роли не спасли картину Уориса Хуссейна — сегодня о фильме вспоминают только самые преданные фанаты «нового Голливуда». Обидно, но вполне заслуженно.

Творение Хуссейна легко обвинить в пропаганде расизма — героиня Маклейн настолько боится пуэрториканской диаспоры, что поездка в Испанский Гарлем пугает её куда сильнее кровавых выходок собственного брата. Приравнять иррациональную ксенофобию к одержимости злыми духами — вполне своевременная идея. Вот только Хуссейн и не думает критиковать своего персонажа: изящная Маклейн демонстративно строит из себя заботливого человека. Политика политикой, но «Одержимость Джоэла Делейни» заслуживает звания предтечи «Изгоняющего дьявола». Это довольно жуткое кино, да ещё и с необычным пуэрториканским колоритом.


«Дьявол» / Seytan (1974)
Реж: Метин Эрксан

«Изгоняющий дьявола» Фридкина вышел в декабре 1973 года. А уже в ноябре 1974-го европейские зрители познакомились с новым кошмаром — турецким хоррором «Дьявол» (или «Шайтан»). Условно новым. Режиссёр Метин Эрксан буквально переснял американский фильм ужасов, скопировав большинство сцен из оригинала. 12-летняя героиня пугающе напоминает турецкую версию Линды Блэр, а культовая музыкальная тема «Изгоняющего дьявола» используется и в «Шайтане». Этот сделанный на коленке фильм — типичная копипаста, заказанная предприимчивым продюсером и снятая за пару тысяч лир.

Фанатикам режиссёрского метода Фридкина лучше не смотреть турецкий «ремейк». А вот поклонникам уникальных хорроров «Шайтан» точно придется по вкусу. Эрксан не относится к теме религии серьезно, так что его версия «Изгоняющего дьявола» смотрится куда бодрее оригинала — главным героем стал психолог, не склонный к пространным монологам о потере веры. Скучный психологизм уступает место забавному трешу — дешёвые декорации и нелепый грим превращают «Шайтана» в идеальный евротреш. Помните одно — к турецкому «Экзорцисту» нельзя относиться серьезно.


«Эбби» / Abby (1974)
Реж: Уильям Гёрдлер

 

В декабре 1974 года хоррор «Эбби» собрал 4 миллиона долларов за первый месяц проката. А затем фильм запретили — студия Warner Bros. подала в суд на прокатчиков «Эбби», обвинив режиссёра Уильяма Гёрдлера в плагиате «Изгоняющего дьявола». На первый взгляд, судебный иск выглядел вполне обоснованно — в «Эбби» были и древние демоны, и обряды экзорцизма. Но обвинения в плагиате закончились ничем: юристы быстро поняли, что Гёрдлер снял вполне оригинальное кино, пусть и стоящее «на плечах» мегахита Уильяма Фридкина.

В центре истории «Эбби» — жена священника, в теле которой поселяется нигерийский бог сексуальности Эшу. Воспитанная девушка превращается в кровожадную бестию, а напуганный священник обращается к экзорцисту. Фильм Гёрдлера — настоящий памятник blaxploitation. Роль нетрадиционного экзорциста сыграл премьер «Блакулы» Уильям Маршалл, а в заглавной роли блистала главная соперница Пэм Грир («Коффи») — Кэрол Спид. В отличие от «Изгоняющего дьявола», «Эбби» не пытается давить на зрителя психологически. Это максимально лёгкое жанровое кино, герои которого занимаются непотребствами под драйвовый фанковый саундтрек.


«Потрошитель из Нотр-Дама» / L’éventreur de Notre-Dame (1975)
Реж: Хесус Франко

Испанский маэстро евротреша пробовал себя в разных жанрах — Хесус Франко снимал фильмы про вампиров и ведьм, заигрывал с джалло и слэшером. Разумеется, успех «Изгоняющего дьявола» не оставил режиссёра равнодушным. Спустя два года после премьеры хоррора Фридкина, в европейских кинотеатрах показали опус магнум Франко — картину «Потрошитель из Нотр-Дама». По сюжету, душевнобольной священник, которого играет сам режиссёр, решает очистить мир от скверны. Горе-экзорцист уверен, что изгнать демонов из невинных людей можно только одним способом — запытать их до смерти.

Франко — большой любитель эротики. Но в «Потрошителе из Нотр-Дама» практически нет порнографического контента. По крайней мере, в его самой расхожей версии, получившей название «Demoniac». Нападки Франко на религию так напугали цензоров, что театральную версию фильма нещадно сократили, вырезав все эротические моменты. Оригинальный вариант фильма, окрещённый «Sexorcism», найти куда сложнее. Именно в режиссёрской версии картины зрители смогут найти настоящий харкдор — оргии, чёрные мессы, расчленёнку и кучу тошнотворной порнографии.


«Алюкарда» / Alucarda (1977)
Реж: Хуан Лопес Моктесума

Мексиканский хоррор-кинематограф всегда существовал в тени Голливуда. А ведь в 1970-х местные режиссёры снимали действительно новаторское кино. Взять, к примеру, «Алюкарду» Хуана Лопеса Моктесумы. Рассказ о девушке Жюстине, попавшей в католический монастырь, обскакал американские фильмы ужасов и в провокационности, и в количестве жестоких сцен. Невинная девушка начинает дружить с таинственной Алюкардой, в теле которой живет самый настоящий демон. За 80 минут хронометража героиня столкнётся с дьявольской любовью и вампиризмом и переживёт оргии и сатанинские обряды.

«Алюкарда» — фильм об искушении и утрате человечности. Элементы картин об экзорцизме просочились в сценарий Моктесумы, но бо́льшая часть хоррора посвящена портрету запутавшейся девушки, а не обрядам изгнания злых духов. Соотечественники не оценили «больную» фантазию режиссера: мексиканские критики разругали «Алюкарду», а в кинотеатрах она продержалась всего две недели. В США приём был не лучше — фильму даже не выдали прокатное удостоверение. Но время лечит даже самые негативные отзывы. В 2020-х фильм Моктесумы заслуженно сравнивают с лучшими картинами Хесуса Франко и Жана Роллена.


«Изгоняющий дьявола III» / The Exorcist III (1990)
Реж: Уильям Питер Блэтти

Ярые поклонники «Изгоняющего дьявола» терпеть не могут сиквелы хоррора Фридкина. Не любят их и критики — триквел истории не только получил средние оценки, но и принёс актёру Джорджу К. Скотту первую и единственную номинацию на «Золотую малину». Но есть одна проблема: если «Изгоняющий дьявола II: Еретик» заслуживает ненависти, то третья часть достойна переоценки. Режиссёр Уильям Питер Блэтти (автор оригинального романа, на котором был основан шедевр Фридкина) полностью изменил стиль серии, но сделал это настолько умело, что его фильм оказался в разы страшнее первой картины.

Главный герой триквела — лейтенант Уильям Киндерман, который появлялся ещё в оригинальном фильме. Правда, играл персонажа не Скотт, а Ли Джей Кобб. Действие ленты происходит спустя 15 лет после событий первой части — в Джорджтауне орудует жестокий маньяк, чей modus operandi подозрительно схож с преступлениями покойного серийного убийцы. Недооценённая третья часть буквально заражает зрителя пессимистичным взглядом на мир — героев фильма распинают на кресте, уродуют, садистски убивают. Да, сюжет фильма больше напоминает психологический триллер, а не хоррор об экзорцизме. Ну и что? Блатти создал «Изгоняющего дьявола» и имел полное право направить франшизу в новом направлении. Жаль, что современники так и не оценили его монументальный труд по достоинству.


«Реквием» / Requiem (2005)
Реж: Ханс-Кристиан Шмид

Одержимость бесами и обряды экзорцизма — элементы не только хорроров, но и фестивальных драм. Фильм «Реквием» немца Ханса-Кристиана Шмида начинается как невинная история о страдающей от эпилепсии девушке Михаэле, а заканчивается как истинный наследник «Изгоняющего дьявола». Героиня Сандры Хюллер оказывается под влиянием властного священника, заверяющего, что припадки девушки вызваны не болезнью, а одержимостью нечистыми силами. Жуткие галлюцинации и строгие догматы христианства ведут заблудшую Михаэле на путь тотального саморазрушения.

Но картину Шмида нельзя считать хоррором — в «Реквиеме» совсем нет скримеров, а напряжение создаётся через проникновение в психологию тяжелобольной девушки. Очевидно, что злые духи и загадочные обряды не интересуют режиссёра. Он снимает портрет личности, старательно избегая жанровых штампов — зрителям, уставшим от бесконечных фильмов о проблемных священниках и осатаневших детях, будет приятно провести полтора часа за просмотром куда более реалистичного «Реквиема».


Последнее изгнание дьявола / The Last Exorcism (2010)
Реж: Даниэль Штамм

Преподобный Маркус Коттон давно потерял веру в Бога. Но экзорцизмом заниматься не перестал. Священник понял, что большинство одержимых страдают не от демонического вмешательства, а от психических заболеваний. Коттон превращает экзорцизм в настоящее шоу, после которого благодарные «больные» напрочь забывают о демонах. Осмелевший пастор приглашает команду документалистов снять фильм о его удивительном ремесле. Вот только готовящийся сеанс экзорцизма может стать для него последним.

«Последнее изгнание дьявола» — хулиганский хоррор о демоническом помешательстве. Режиссёр Даниэль Штамм использует формат found footage для создания реалистичной атмосферы, но пастор-шоумен, который упорно не верит в существование реальных демонов, превращает фильм в макабрическую комедию. Заносчивый главный герой, конечно, страдает от проблем с верой, но постановщик не пытается утомить аудиторию ненужным психологизмом — его низкобюджетный хоррор напоминает американские горки, непрерывно несущие зрителей по мёртвым петлям изобретательных скримеров.


«Час дьявола» / The Cleansing Hour (2019)
Реж: Дэмиен ЛеВек

Экзорцизм и шарлатанство ходят рука об руку. Макс и Дрю знают об этом непонаслышке — они построили медийную карьеру на трансляциях «фейковых» сеансов изгнания злых духов. Аферисты готовятся к очередному прямому эфиру, даже не подозревая, что в теле актрисы поселился настоящий демон.

«Час дьявола» — ядрёная смесь из классического хоррора и ироничной комедии. Режиссёр Дэмиен ЛеВек явно издевается над современным обществом, склонным верить в каждый новый фейк, но делает это аккуратно — критика скрывается под десятком вполне рабочих скримеров. Фильм ужасов с мизерным бюджетом слабо показал себя в прокате, зато быстро стал культовым. Всё же, оригинальные хорроры об экзорцизме появляются довольно редко. «Час дьявола», кажется, последний достойный наследник «Изгоняющего дьявола». Посмотрим, сможет ли со временем хоррор «Ритуал» с Аль Пачино и Дэном Стивенсом составить конкуренцию работе ЛеВека.

Share on VK
Егор Шеремет

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.28MB | MySQL:115 | 0,971sec