Торжество атмосферы: Десять лучших фэнтези и исторических фильмов ужасов
Готовясь к выходу на российские экраны фестивального хоррора «Время монстров» (прокатчик Planeta Inform планирует выпустить его 2 мая), мы обозреваем десять лучших исторических и фэнтезийных фильмов ужасов.
«Вий»
(реж. Георгий Кропачев, Константин Ершов, 1967)
Студент-философ Хома Брут должен провести несколько ночей в старой церквушке у гроба умершей панночки. Говорят, она была ведьмой.
До недавнего времени в российском кино жанру исторического хоррора почти не уделялось внимания. Тем ценнее выглядит советский «Вий», редкий пример отечественного фильма ужасов. Для своего времени это была новаторская картина, да и сейчас ее атмосферности могут позавидовать многие современные жанровые работы.
«Дракула» / Bram Stoker’s Dracula
(реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1992)
Конец XIX века. Молодой юрист вынужден на время оставить невесту и отправиться к богатому клиенту в Трансильванию.
Когда Фрэнсис Форд Коппола брался за работу над проектом, скептики предрекали ему громкий провал. Что нового можно выжать из уже много раз перенесенной на экран легенды о Дракуле? Оказалось, можно. Находящиеся на пике популярности Киану Ривз, Вайнона Райдер, Энтони Хопкинс и Гари Олдман выдали столь стильный и атмосферно выверенный перформанс, что восхитились и высоколобые критики, и рядовые зрители.
«Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы» / Army of Darkness
(реж. Сэм Рэйми, 1992)
Главный герой франшизы Эш переносится в XIII век, где ему предстоит снова продемонстрировать свои способности бороться с темными силами.
«Армия тьмы» — это, пожалуй, квинтессенция режиссерского таланта Рэйми. Безупречно соединить интересный сюжет, элементы хоррора, экшн и черный юмор ему удалось с относительно небольшим бюджетом. Для Голливуда эта работа стала последним необходимым подтверждением, что Рэйми можно доверять постановку проектов любого масштаба и жанра.
«Интервью с вампиром» /
Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles
(реж. Нил Джордан, 1994)
К скандальному журналисту обращается вампир, желающий поведать историю своей долгой жизни.
Нилу Джордану удалось соединить масштабное студийное костюмное кино и грубоватую стилистику независимого хоррора. В результате вышел напряженный готический фильм ужасов, в котором практически все элементы нацелены на то, чтобы подавить и напугать аудиторию. Даже звездные лица Тома Круза, Брэда Питта, Кристиана Слэйтера, Антонио Бандераса и совсем юной Кирстен Данст временами здесь отходят на второй план, уступая место атмосфере.
«Людоед» / Ravenous
(реж. Антония Бёрд, 1999)
1847 год. Лжегерой войны Америки с Мексикой, тяготящийся своей незаслуженной славой, знакомится со странным мужчиной, которому для выживания пришлось пережить ужасы каннибализма.
Фильм оказался сложен не только для аудитории мейнстрима, но и для некоторых членов съемочной группы. Начинавший его снимать Милчо Манчевски через две недели работы был уволен, поскольку так и не понял, чего от него хотят продюсеры. Пришедшая ему на смену Антония Бёрд снимала, основываясь на эмоциях и полностью довершившись двум звездам фильма — Роберту Карлайлу и Гаю Пирсу. Команда не старалась строго придерживаться стандартных конвенций: например, первую осмысленную фразу главный герой «Людоеда» произносит только на седьмой минуте. Зато атмосферности и чувства обреченности картине не занимать.
«Сонная лощина» / Sleepy Hollow
(реж. Тим Бёртон, 1999)
1799 год. Молодого констебля отправляют в местечко Сонная лощина для расследования серии таинственных убийств.
Вышедшая на рубеже веков готическая хоррор-сказка Тима Бёртона в угоду любимой стилистике режиссера сделана с акцентом на фэнтезийную составляющую. Мрачная и гнетущая атмосфера и игра Джонни Деппа очень хорошо сочетаются с ударными сценами, так что фильм способен пощекотать нервы.
«Братство волка» / Le Pacte des loups
(реж. Кристоф Ганс, 2001)
Франция, вторая половина XVIII века. В окрестностях небольшого городка Жевадан появляется страшное существо, убивающее женщин и детей. Чтобы раскрыть таинственное дело, король Людовик XV направляет в Жевадан известного ученого, вместе с которым едет его друг-индеец.
Кристоф Ганс постарался придать жанру средневекового хоррора комиксовый стиль, и это получилось отлично. Ориентируясь прежде всего на визуальную часть фильма, режиссер уделил больше внимания эффектной постановке экшн-сцен, чем нагнетанию саспенса. В результате «Братство волка» смотрится мрачным полотном в духе исторического декаданса.
«Черная смерть» / Black Death
(реж. Кристофер Смит, 2010)
В средневековой Англии лютует чума, забирая тысячи жизней. Но скоро возникает поверье, что есть некто, кто способен возвращать умерших к жизни. Группа монахов отправляется на его поиски.
Этот фильм прошел мимо российских киноэкранов, хотя западные фанаты поджанра до сих пор считают «Черную смерть» одной из наиболее удачных работ в нем. Выстроенный Кристофером Смитом мир во многом напоминает постапокалиптический, в котором чума — это своеобразная разновидность стихийной катастрофы или вторжения инопланетян. А сама Англия показана беспросветной умирающей страной. Дополнительный бонус проекта — отличная игра Эдди Редмэйна и Шона Бина.
«Багровый пик» / Crimson Peak
(реж. Гильермо дель Торо, 2015)
В стенах таинственного замка, который многие считают проклятым, живут брат с сестрой. Местные жители стараются обходить стороной это место, но однажды его порог переступает молодая девушка.
Готическая хоррор-сказка Гильермо дель Торо вызвала большие споры в среде поклонников режиссера. Кто-то считает, что это лучший фильм дель Торо, а кто-то называет кино случайной ошибкой. Стремление постановщика сделать одновременно страшно и красиво привело к неоднозначному результату, но вряд ли поставило его талант под сомнение.
«Ведьма» / The VVitch: A New-England Folktale
(реж. Роберт Эггерс, 2016)
Новая Англия, XVII век. Изгнанная из пуританской общины семья строит ферму неподалеку от лесной глуши. Тяжелая работа, скромная еда, никакой помощи, и вскоре члены семьи начинают чувствовать себя покинутыми не только людьми, но и богом.
В российский прокат фильм Эггерса так и не вышел, хотя, появись он сейчас, многие дистрибьюторы сражались бы за него не на жизнь, а на смерть. Но в 2016-м все эти атмосферность, камерность и тягучесть казались несовместимыми со зрительским хоррором, которому вроде бы должны быть присущи динамичный монтаж и эффектные скримеры, периодически разбавляемые шутками. Тот позитивный отклик, который «Ведьма» получила на цифровых платформах и $40 млн, собранных ею в кинотеатрах по всему миру, изменили представление о коммерческом потенциале таких работ.