Кошмары Фредди: 10 хорроров с Робертом Инглундом не в роли Крюгера
Роберт Инглунд — хоррор-икона космических масштабов. Это имя одинаково знакомо и фанатам жанра, и тем, кто ужасами не интересуется вовсе. Все благодаря одному образу, прописавшему Инглунда в поп-культуре. Стоит лишь произнести имя Фредди Крюгера, как память без подсказок выдает соответствующее изображение. Персонаж паранормального маньяка настолько удался Инглунду, что публика отторгла ребут франшизы, где Крюгера играл Джек Эрл Хейли.
Завтра в российский прокат выходит «Полуночный человек» — свежий фильм с Инглундом. По такому случаю RussoRosso покопался в фильмографии актера и отобрал 10 хорроров с его участием (разумеется, за исключением «Кошмара на улице Вязов»).
«Призрак оперы» / The Phantom of the Opera
(реж. Дуайт Х. Литтл, 1989)
Сценарист Дьюк Сэнферд и режиссер Дуайт Х. Литтл, годом ранее вернувший Майкла Майерса в «Хэллоуине 4» конвертировали готический роман Гастона Леру в паранормальный слэшер. «Призрак оперы» вышел богатым: хоть для экономии снимали в Венгрии, на грим и спецэффекты денег явно не жалели. Джон Карл Бюхлер (тот самый, что творил чудеса в различных частях «Кошмара на улице Вязов», «Хэллоуина», «Пятницы, 13» и в «Топоре») потрясающе поработал над многоуровневым гримом Роберта Инглунда. Компанию хоррор-иконе составили Билл Найи и потенциальная звезда Джилл Шолен, которая так и не вышла за пределы бишек. Повествование не запирается в одной локации, как это было модно в 1980-х, а разбредается в пространстве и времени. Литтлу удалось сладить с серьезным и достаточно объемным полотном. Постановщик не скрывал, что делает большую ставку на это кино, и даже обсуждал с Инглундом идею сиквела, однако тут вмешался бокс-офис. «Призрак оперы» выступил в прокате очень плохо: то ли зрители подустали от кровавых историй, то ли что-то еще не сложилось, но картина отправилась добирать культовый статус на видео, и сиквел так и остался призрачной задумкой.
Для нас эта лента ценна как один из лучших хорроров конца 80-х и как одно из самых интересных перевоплощений Инглунда. Его образ фанатичного композитора Эрика Дестлера заслуживает стоячих оваций и требований выйти на бис.
«Исполнитель желаний» / Wishmaster
(реж. Роберт Куртцман, 1997)
Для 1990-х, когда gore перестали пускать в массовый прокат, «Исполнитель желаний» стал сюрприз-вечеринкой с пиньятой и экзотическими танцовщицами. Имея всего 5 миллионов долларов, режиссер Роберт Куртцман (к слову, известнейший мастер грима и спецэффектов, а также буква K в KNB EFX Group) выжал из бюджета все соки. Размашистый и яркий по хоррор-меркам сюжет рассказывает о джинне, у которого никак не получалось привести из параллельного мира своих земляков и установить новый мировой порядок. Однажды отличный шанс был в Персии, но помешал башковитый колдун, который откопал заклинание и заточил джинна в рубине. И вот злобное существо пробудила оценщица драгоценных камней Александра Эмберсон. По всем прикидкам, человечеству осталось господствовать на земле от силы неделю.
Павильонные съемки обители джинна раскрывают финансовые лимиты фильма, а вот спецэффекты Грега Никотеро заставляют о них мгновенно забыть. Расчлененка не только выглядит отлично (даже сейчас), но и выполнена с таким креативом, что остается лишь дивиться чужой фантазии. Никотеро — далеко не единственное известное имя в титрах: «Исполнитель желаний» — это огромный капустник, где засветились Кейн Ходдер, Тони Тодд, Бак Флауэр, Тед Рэйми, Рэджи Бэннистер, Говард Бергер (культовый мастер спецэффектов), Ангус Скримм (в роли рассказчика). У Роберта Инглунда здесь не камео, а небольшая роль алчного коллекционера Роберта Бомона. Отрадно, что в окружении такого количества известнейших людей Эндрю Дивофф, сыгравший джинна, не только не потерялся, но и выдал свой лучший перформанс: его дьявольски суженные глаза и демоническая полуулыбка пробирают до костей. Лента же была обласкана зрителями столь сильно, что этого хватило еще на три сиквела.
«Топор» / Hatchet
(реж. Адам Грин, 2006)
Как и любая хоррор-икона, Инглунд выступал в качестве свадебного генерала и исполнял камео в хоррорах. Один из таких случаев — «Топор» Адама Грина.
Брутальный и очень смешной слэшер стал бенефисом для другой хоррор-иконы — Кейна Ходдера, заслуженного каскадера и самого известного исполнителя роли Джейсона Вурхиза. В «Топоре» Ходдер вновь отвечает за главного антагониста — Виктора Кроули, чья история столь же трагична, сколь и кровава. Для жителей Нового Орлеана Кроули — всего лишь городская легенда, что, впрочем, не препятствует росту кургана из трупов.
Грин успешно справляется с целым рядом режиссерских задач. Он помещает персонажей в классические слэшер-каноны со всеми условностями и косяками, в то же время расставляя деконструирующие жанр гэги и фанатский gore: дешевый и очень сердитый. У местного «пушечного мяса» отрывается все, что хотя бы в теории может отрываться, кровища льется как из рога изобилия, шутки то бьют точно в цель, то проходят в считанных сантиметрах, а от саундтрека запоет даже душа, проданная дьяволу за романтическую поездку в Берлин (Marilyn Manson, Gwar, Overkill, Ministry).
Герой нашего топа ограничился камео в самой первой части киноцикла: он сыграл реднека, зарабатывающего аллигаторовым промыслом. Камео Инглунда — не только фансервис для своих, оно также важно для раскручивания сюжета.
«Давилка» / The Mangler
(реж. Тоуб Хупер, 1994)
В мрачных стенах старинной прачечной происходит черт знает что: огромная винтажная гладильная машина (на местном сленге — давилка) принимается членовредительствовать. Очень быстро дело доходит до первых летальных случаев, и тогда на пороге прачечной появляется детектив Джон Хантон, который уже столько всего повидал, что то и дело прикладывается к бутылке. Сможет ли служитель закона переступить через собственные пороки и ограниченность мышления, чтобы расправиться с давилкой и ее жутким хозяином Биллом Гартли, или зловещий механизм так и будет жрать прачек почем зря?
«Давилку» традиционно принято ругать, причем ругать крепко. Всевозможные рейтинги (от IMDb до Metacritic) отпугивают всех потенциально заинтересованных зрителей, а немногочисленные рецензии забивают последние гвозди в реноме фильма. К параду порицания с удовольствием присоединяются фанаты Стивена Кинга, чей рассказ вдохновил Хупера написать сценарий «Давилки».
Кинолента действительно не лишена недостатков, что, впрочем, характерно для всех фильмов Хупера: он хоть и является одним из классиков ужаса, но как режиссер не безгрешен. Вот и «Давилка» красуется ТВ-картинкой, неровным нарративом и монтажными косяками. Тем не менее как хоррор фильм работает с безупречностью машины: напряжение от того, что вот-вот кто-нибудь угодит под пресс, возникает на удивление легко, а сцены раздавливания (ломающиеся кости, расплющенные конечности) отталкивают, что очень ценится в жанре. Противостоящие друг другу персонажи Теда Левайна и Роберта Инглунда — великолепный экранный дуэт, на который можно смотреть много дольше ста с лишним минут хронометража. Инглунд в роли Билла Гартли отлично воплощает все элементы, которые должны вызывать дискомфорт у зрителя: от внешнего облика до манеры речи. Одна из ярчайших работ актера, которую нельзя пропускать.
«2001 маньяк» / 2001 Maniacs
(реж. Тим Салливан, 2005)
Порочный полнометражный дебют Тима Салливана — ремейквел нашумевшей картины знаменитого трешмейкера Хершела Гордона Льюиса, вдохновившегося названием альтернативной рок-команды 10,000 Maniacs. Сюжет прост до безобразия: группа студентов едет на каникулы во Флориду, но попадает в гостеприимный южный городок Плезэнт Вэлли. Решение остаться на денек-другой оказывается роковым, потому что все местные жители — отпетые маньяки и каннибалы.
Фильм Салливана не претендует на высокие звания (как, собственно, и оригинал), но не оставить никакого отклика в душе просто не может. Командуют ватагой экранных маньяков сразу две хоррор-иконы — Роберт Инглунд, старательно изображающий южный выговор, и вечно прекрасная Лин Шей в национальных одеждах. Этого было бы вполне достаточно, но у фильма есть еще склад фансервиса: обильная кровища, множественное расчленение, расплавление и прочее смертоубийство, обнаженка и Хмурый (персонаж Илая Рота из «Лихорадки») для самых ярых хоррор-фанатов. Мало не покажется.
«Под маской: Восхождение Лесли Вернона» / Behind The Mask: The Rise of Leslie Vernon
(реж. Скотт Глоссерман, 2006)
В свое время «Крик» Уэса Крэйвена хорошенько поплясал на костях слэшера, создав актуальный для эпохи постслэшер. Скотт Глоссерман пошел еще дальше и снял кино об улыбчивом импозантном молодом человеке по имени Лесли, чья основная профессия — серийный убийца. Но не простой убийца, как, скажем, Ричард Рамирез или Гэри Риджуэй. В своем ремесле Лесли ориентируется на Фредди Крюгера, Джейсона Вурхиза и Майкла Майерса. И благодаря документалистке по имени Тэйлор любой желающий сможет познакомиться с его миром.
Удачно скрестив мокьюментари с софткорным слэшером, а также грамотно использовав жанровые тропы и гэги, Глоссерман заставил хоррор-комьюнити говорить о себе с первой попытки. Его дебютная работа стала культовой и застолбила место во всевозможных топах. Простая и бронебойная картина до сих пор заставляет фанатов мечтать о сиквеле.
В истории о Лесли Верноне Инглунду отведена роль Дока Хэллорана, своего рода аналога доктора Лумиса из «Хэллоуина». Однако даже в положительной роли Инглунд выглядит весьма зловеще, а его попытки остановить волну убийств столь же успешны, как и у персонажа Дональда Плэзенса из упомянутого киноцикла о Майкле Майерсе.
«Клиника страха» / Fear Clinic
(реж. Роберт Грин Холл, 2014)
Амбициозный спец по гриму и мейкап-эффектам Роберт Холл создал «Клинику страха» еще в нулевых. Не найдя нужного для полного метра финансирования, постановщик выпустил кино в виде веб-сериала на пять эпизодов. Уже тогда в проекте участвовали Роберт Инглунд и Кейн Ходдер, и, когда Холл наконец запланировал полнометражку, звезды согласились на участие. Ходдера впоследствии пришлось вычеркнуть, зато каст пополнился Фионой Дуриф и вокалистом Slipknot и Stone Sour Кори Тейлором. Они дали картине дополнительное паблисити на тематических сайтах.
Кино повествует о добром докторе Эндовере, создавшем камеру страха, которая должна пугать пациентов и вылечивать их от фобий. Она действительно работает, хотя не без происшествий: в чудо-камере один пациент отдал богу душу. Через некоторое время люди вновь обращаются к доктору Эндоверу, и вот тогда-то и выясняется, что хваленая камера страха может открыть дверь к кое-чему совсем нехорошему.
Инглунд в «Клинике страха» ожидаемо отвечает за хрупкий эмоциональный баланс доброго доктора. Претензии к актеру предъявить тяжело: персонаж прописан ровно настолько, насколько нужно для развития сюжета. А вот усатый и быдловатый Кори Тейлор не может не вызывать улыбки — его игра угрожает свести на нет серьезность саспенсового саундтрека и мрачных пейзажей штата Огайо.
«Джек Брукс» / Jack Brooks: Monster Slayer
(реж. Джон Наутц, 2007)
К 25 годам канадский киноман Джон Наутц получил грант на короткометражку и вместе с другом основал компанию Brookstreet Pictures. «Джек Брукс» стал его полнометражным дебютом, а Инглунда туда удалось затащить благодаря большой удаче: он посмотрел короткий метр Still Life производства Brookstreet Pictures и согласился сыграть профессора Гордона Кроули.
«Джек Брукс» — фанатское кино для поклонников 1980-х, которые выросли на «Доме» Стива Майнера и «Ночи страха» Тома Холланда. Наутц замечательно стилизует фильм под нужную эпоху: шутейки сопровождают каждую сцену, выплески алой жидкости, гротескные чудища и тентакли регулярно заполняют экран, есть и главная жемчужина — полное отсутствие компьютерных спецэффектов. Все по старинке: чудеса грима и магия простетики. И не будем забывать о протагонисте: часто ли в качестве борца с воинствующей нечистью выступает водопроводчик, имеющий большие проблемы в области управления гневом?
В этом рассаднике 80-х Инглунд играет простоватого профессора, преподающего великовозрастным неучам. На беду, ученый пробуждает источник древнего зла и становится катализатором самого большого бардака в истории провинции Онтарио.
«Съеденные заживо» / Eaten Alive
(реж. Тоуб Хупер, 1976)
В своей второй работе Тоуб Хупер снял нечто очень похожее на «Техасскую резню бензопилой»: та же сомнамбулическая камера, тот же ухабистый гротеск, доходящий до бреда, те же деградировавшие персонажи и совсем поехавший антагонист — вместо бензопилы у него коса и крокодил. Есть, правда, и некоторые различия. На этот раз зритель не попадает вместе с будущими жертвами в местный филиал ада, а с самого начала наблюдает за происходящим из вотчины маньяка. Наблюдать предлагается за старым психопатом Джаддом и его основным ремеслом. Он уничтожает тех немногих путников, что добрались до затрапезного мотеля «Звездный свет», и скармливает тела своему хладнокровному питомцу.
Картина радует интересными актерами (Нэвил Брэнд, Уильям Финли), но угнетает ранне-хуперовским монтажом. Хотя для ярых фанатов постановщика это, конечно, плюс. Добрых слов заслуживает и Инглунд: для него «Съеденные заживо» стали первой ролью в хорроре. В образе похотливой деревенщины Роберт смотрится очень внушительно. Фраза My name is Buck and I’m ready to fuck ушла в народ, и через 27 лет ее повторил персонаж Майкла Боуэна в тарантиновской нетлентке «Убить Билла».
«Стриптиз от зомби» / Zombie Strippers
(реж. Джей Ли, 2008)
«Стриптиз от зомби» родился как шутка, но затем был проинвестирован, обрел плоть и стал претендентом на звание одной из самых отвязных зомби-комедий.
В недалеком будущем Джордж Буш – младший в четвертый раз становится президентом и объявляет войну сразу девяти странам, в числе которых почему-то Аляска. Правительству приходит в голову идея повторного использования павших солдат, и для выполнения плана в кратчайшие сроки создается зомби-вирус. Разумеется, в лаборатории происходит утечка, и для ликвидации последствий туда направляют солдат. Одного из вояк кусает зомби, и свое последнее пристанище он находит в подпольном стрип-клубе (обнаженка в Америке Буша находится вне закона). Перед смертью солдат успевает заразить местную стриптизершу, но она не только не распугивает клиентуру, а, наоборот, многократно увеличивает кассу заведения.
«Стриптиз от зомби» — высокооктановое жанровое развлечение. В фильме много обнаженки и gore, регулярно разбавляемых гэгами разной степени разложения (впрочем, попадаются и весьма свежие экземпляры). В нагрузку фильм выдает крайне занятную политическую (внешняя политика бушевского правительства) и социальную (пораженные вирусом мужчины превращаются в тупых мертвяков, а женщины могут и на пилоне танцевать и книжки читать) сатиру.
Инглунд играет ушлого хозяина стрип-клуба, страдающего от гермофобии. Компанию ему составляет целая плеяда колоритных личностей: королева порно Дженна Джеймсон в обнимку с томиком Ницше, готик-панк-музыкантша Рокси Сэйнт и боец MMA Тито Ортис. Этот фильм — одна из самых ярких декораций для мира, на всех порах мчащегося в тартарары.
Читайте также:
«Полуночный человек»: Отвратительная кровь и жестокий кролик