«Агнес» и другие: 4 жанровые новинки осени, которые вы еще не видели

Какие-то фильмы из этой подборки вы все-таки сможете увидеть буквально на следующей неделе, какие-то выйдут неизвестно когда, а один может быть и вовсе не выйдет нигде и никогда, и наш материал — ваш единственный шанс познакомиться с этой жемчужиной. Анна Романюк рассказывает о четырех самых необычных фестивальных находках ушедшей осени. 


«Агнес»/«Проклятие монахинь»/«Agnes»

Режиссер: Мики Рис

О чем: Из монастыря у черта на куличках доносятся слухи об одержимой монахине, и католическая церковь поспешно собирает мини-отряд своих оперативников. На дело отправляют самых маститых экзорцистов: опального священника, удаленного с глаз публики из-за недвусмысленных обвинений, и поп-проповедника, успешно монетизировавшего эффектные обряды. Судя по всему, в российском прокате фильм будет называться «Проклятье монахинь», но пусть локализация не вводит вас в заблуждение. Это могла быть ещё одна предсказуемая история про изгнание бесов, если бы не ключевое имя в титрах: Мики Рис.

Как это выглядит: Как и в предыдущей своей картине, Рис много отвлекается на прорисовку фактуры. Зритель успевает подробнейше изучить убранство комнат с нелепыми чучелами и, конечно же, еду — к пролётам над столами у Риса особая любовь. И да, философских разговоров в этом фильме не меньше. Когда дело наконец доходит до сути, действие резко перемещается из монастыря в город, не оправдав прогнозы тех, кто честно вытерпел первую половину фильма.

Теперь это история о Мэри (Молли Куинн), бывшей монахине злополучного прихода. Она была подругой одержимой Агнес (Хейли МакФарланд), после инцидента утратила веру, а теперь безуспешно пытается начать мирскую жизнь с дешёвым съемным жильем, работой в супермаркете и своеобразными флэшбеками. Такая околохичкоковская наглость могла бы стать новым словом в поджанре, если бы Рис чуть дольше задержался хотя бы на одной из всплывающих тем. Все сорта скандалов из закулисья католической церкви, кризис веры, принятие утраты — каждый из этих элементов по отдельности мог бы стать сердцем картины, но из-за слишком тесного соседства всё это сработало скорее как хэштеги к красивым сценам, которые можно нарезать на открытки.

Кому смотреть: Тем, кому искренне понравился «Климат охотника», или хотя бы тем, кто в своё время осилил его до конца.


«Cтеклянный дом»/«Glasshouse»

Режиссер: Келси Иган

О чем: Мы были обречены на фестивальные релизы, вдохновленные пандемией. В этот раз мы сталкиваемся с семьей выживших, живущей в огромной переоборудованной теплице. Охраняют хрупкий быт две девушки и мальчик-подросток, медленно теряющий себя — так на его мозг влияет зараженный вирусом воздух. Хрупкое равновесие нарушается, когда одна из сестер поддается соблазну и решает привести в стеклянную крепость мужчину-чужака.

Как это выглядит: «Стеклянный дом» — чудная смесь «Пикника у висячей скалы» и «Обманутого» (скорее Софии Копполы, чем Дона Сигела). По углам теплицы валяются журналы за 2020 год, но на деле семья будто застряла в безвременье. Если бы не противогазы и фонарики с батарейками, их можно было бы принять за выходцев из XIX века. Понять, почему они выбрали такое архаичное бытование, не сложно — их маленький мир стоит на фундаменте традиций и ритуалов.

Для режиссёрки и сценаристки Келси Иган это не первое погружение в апокалипсис, до этого она работала над трюками для последнего «Безумного Макса». Но в собственном проекте эксплуатационной разухабистости она предпочла минорную семейную сагу. Главная проблема конца света по Иган вовсе не в смертоносном вирусе, а в стирании памяти. И семья из Теплицы решила эту проблему: не будем спойлерить, но даже вторжение чужака не способно сломать уклад, в котором не важны ни имена, ни конкретные люди. Хоть фильму и не хватает лоска и динамичности, финальный твист выделяет его на фоне прочих бесчисленных вирусных релизов.

Кому смотреть: Тем, кто ждал от Питера Уира крови на многослойных юбках.


«Кровавые апельсины»/«Oranges sanguines»

Режиссер: Жан-Кристоф Мерисс

О чем: В французском городе N люди рождались, чтобы побриться, постричься, пережить кучу неприятностей и умереть (и никакого вежеталя). Героев у фильма много, но вы не запутаетесь. Вот пенсионеры, которые участвуют в танцевальном конкурсе, чтобы главным призом залатать банкротство. А это шестнадцатилетняя девица, которая робко расспрашивает гинеколога о потере девственности. А это политик, сочиняющий оправдание очередной перекройке бюджета. А вот в халатике перед телевизором сидит маньяк-отшельник с домашней свиньей у ног. Как в доме, который построил Джек (Маршака, не Триера), к концу фильма их истории окажутся связаны в один сноп. Но сначала — насилие, насилие, еще раз насилие и пара других напастей на фоне нестабильной экономики.

Как это выглядит: Самый противоречивый фильм в списке. Чёрный юмор — штука тонкая, но в этом случае половина сюжетных поворотов кажутся натянуто абсурдными.

Всё начинается с долгих мамблкоровских диалогов, подчеркивающих сюрреалистичный быт всех обреченных. Градус чернухи, заснятой на трясущуюся репортажную камеру, нарастает постепенно, но в финале доходит до такой концентрации, что вызывает скорее недоумение. Пытаясь разорваться между стандартами нового французского экстрима и политической сатиры, фильм недобирает по обоим параметрам.

Кому смотреть: Тем, кто скучает по фильмам, собранным из пачки новелл и тем, кто разбирается в современной французской политике — возможно, так будет смешнее.

«Кто убил KLF?»/«Who Killed the KLF?»

Режиссер: Крис Аткинс

О чем: Хаус-легенды KLF — та самая группа, чьи треки вы наверняка слышали, но не знали, кому они принадлежат. Документалка о музыкальной группе оказалась в этом списке по праву: даже их страница в Википедии читается не хуже, чем книги Дугласа Адамса.

Как это выглядит: До того, как собрать KLF, музыканты Билл Драммонд и Джимми Котти были прямо или косвенно причастны к целому сонму не менее важных британских групп. Big In Japan, Echo & the Bunnymen, Siouxsie and the Banshees, Frankie Goes to Hollywood, Pink Military — неймдропинг действительно впечатляющий. Всю первую пятилетку своего существования KLF испытывали музыкальный бизнес на прочность, и он по необъяснимым причинам раз за разом поддавался.

Внятно пересказать путь KLF от боданий с ABBA до вершин хит-парадов и сжигания миллиона фунтов наличных очень сложно. Тем не менее, фильм, собранный из аудиоинтервью, архивных видео и комментариев очевидцев (среди которых Джон Хиггс, автор подробной книги о группе, Пол Окенфолд и Алан Мур), справляется с этой задачей.

Парадокс группы в том, что чем больше о них узнаешь, тем запутаннее для понимания выглядит их философия. Будучи группой с миллионные тиражами, они позволяли себе гонять на списанной полицейской машине и сбивать всех с толку брендированными кругами на полях. Они с серьезными лицами эксплуатировали дискордианство — пародийную религию, которая родилась буквально после пары кружек пива, и символы из трилогии сатирических романов The Illuminatus! (как вы уже догадались, первоисточник многих теорий заговора, и сегодня курсирующих по чатам в мессенджерах). Устраивали для журналистов рейвы на изолированном острове, предварительно проведя их через паспортный контроль с собственными печатями, и заставив участвовать в ритуале а-ля Wicker Man, но с проповедями на вымышленном языке. В качестве финального аккорда они выступили на сцене The Brit Awards’1992 в компании грайндкорщиков Extreme Noise Terror. Выступление должно было закончиться жертвоприношением овцы, но после претензий канала выходку заменили на менее кровожадную пулеметную очередь холостыми патронами. Правда, несчастная овечка в итоге все равно оказалась на пороге клуба, где проходила афтерпати премии. Объявив в 1992 году о распаде, группа закопала свою статуэтку Brit Awards возле Стоунхенджа и целиком удалила отовсюду каталог записей (в этом году он воскрес на стримингах).

Ответа на заглавный вопрос документалки вы не узнаете, но на самом деле это не так уж важно. Перефразируя затасканную цитату, такой путь ценен именно своей бесцельностью.

Кому смотреть: музыкальным гикам, фанатам теорий заговоров и любителям списков «да, это правда существует». И если документалка вам где-то попадется, лучше не затягивать с просмотром, пока она отовсюду не исчезла.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
Анна Романюк

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 39.07MB | MySQL:111 | 1,427sec