«ЧЕРНАЯ ВОДА»: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДВУХ БРАТЬЕВ И СТАРШЕНБАУМ

В прокате уже несколько дней идет «Черная вода» — долго готовившийся к выходу мистический триллер Романа Каримова. RussoRosso разбирается в новой попытке сделать русский фильм в мрачном жанре.


«Черная вода» (2017)

Режиссер: Роман Каримов
Сценарий: Сергей Осипьян, Александр Лунгин, Роман Каримов
Оператор: Дмитрий Горбачевский
Продюсеры: Андрей Новиков, Александр Котелевский
Дистрибьютор в России: «Централ Партнершип» (в прокате с 13 июля)


Выходец из Уфы Роман Каримов — режиссер, добившийся народной любви прежде всего комедиями. «Черная вода» — его первый шаг в темном жанре, и у фильма было заведомо много составляющих успеха. Во-первых, впечатляющее трио актеров на главных ролях: культовый Евгений Алёхин, экспрессивный Дмитрий Богдан (кто помнит его роль Сени-пионера в «Шапито-шоу» (2011), тот понимает, какую энергию Богдан может привнести на экран) и очаровательно естественная Ирина Старшенбаум, окончательно завоевавшая популярность главной ролью в «Притяжении» (2017). Во-вторых, сюжет «Черной воды» на первый план выдвигает психологические травмы персонажей, вполне вписываясь в современные тренды интеллектуального хоррора, в котором джампскейры не так уж и важны. В-третьих, здесь заявлена и экологическая проблематика, которая для многих зрителей с активной позицией уже давно входит в список важнейших. При этом период работы над проектом для Каримова был настоящим мучением: смерть матери, ссоры с девушкой, тяжелый перелом ноги. Вплоть до июня режиссер продолжительно открещивался от фильма, но работа все же добралась до экранов с его именем на постере и в титрах.

В первом кадре мы видим обнимающихся братьев: Максим (Дмитрий Богдан) забирает наркомана Петю (Евгений Алёхин) из реабилитационного центра. В машине на переднем сидении их поджидает Полина (Ирина Старшенбаум), всю эту компанию трудолюбивый Максим везет чинить старую лодку, доставшуюся ему по дешевке. «Труд исцеляет и помогает определиться в жизни», — кажется, такими словами вот-вот заговорит герой, активно защищающий идеализм советских людей от вялых выпадов своей девушки. Молчаливый и загадочный Петя смотрит в окно с заднего сидения, а машину уже встречает загадочный пенсионер, типичный персонаж слэшеров, предупреждающий главных персонажей не ехать дальше. Максим не готов отказаться от своих планов, так что он уверенно следует к затону, где пытается руководить ремонтом лодки, но вместо этого получаются сплошь конфликты. Вечером где-то рядом из ниоткуда появляется баржа, на которой свадьба и веселье, Полина решает присоединиться к тусовке, а наутро все исчезает: и баржа, и Полина, и алкоголь с закусками. Только неподвижно стоят на горизонте мутные местные, приковывая к себе не менее мутный взгляд Пети. Девушка все же возвращается. Уже в качестве ведьмы, но это не точно.

«Черная вода» могла бы стать отличной хоррор-драмой, если бы серьезный тон не контрастировал с невнятным сценарием. Камера Дмитрия Горбачевского (даром что этот оператор неизвестен ничем, кроме работы над «Детьми против волшебников» (2016) — кошмарным православно-нацистским экшн-мультфильмом, обреченным на культовый статус в узких кругах) схватывает природу русской глуши так, что картинка гипнотизирует, но рваный сюжет не дает провалиться в транс. Персонажи разговаривают настолько пафосно и манерно, что, когда Алёхин на фирменно сложных щах произносит, кивая на торчащие неподалеку фигуры: «Они теперь все там… за горизонтом», — хочется нырнуть куда-нибудь поглубже в затон. Фразы такого же порядка вырываются из уст Полины, хотя Старшенбаум, словно в противоречие дурацким диалогам, играет гораздо более живо и умудряется убедительно показать как простоватую девчонку, так и таинственного суккуба (да-да, в фильме есть сцена секса, позиция — коленно-локтевая). Где-то вокруг всегда суетится Максим, соревнующийся с братом в количестве реплик о важности детства в жизни человека и говорящий языком подростковых групп «ВКонтакте»: «Я дрессирую только тех, в чей потенциал верю». Рваный сюжет завершается эмоциональной, но не слишком выразительной концовкой, в которой создатели фильма натянуто попытались собрать разваливающуюся историю.

Это кино создает ощущение чьего-то начинания. В нем много приятных мелочей, но в контексте целого они кажутся отдельными упражнениями. Тот же оператор Горбачевский вполне может построить дальше интересную карьеру. Хочется обратить внимание и на выразительную игру Инны Егоровой на втором плане в роли деревенской девочки Юли. А у мастерски работающей Старшенбаум карьера как раз и началась после съемок «Черной воды». Дмитрий Богдан, кажется, все еще ждет своей звездной роли, а у Алёхина все хорошо и без кино. Тем временем Каримов вернулся к комедии и снял успешную работу «Гуляй, Вася!» (2017), которая вышла в прокат даже раньше многострадального триллера. Может, позже режиссеру удастся попробовать снять мрачный жанровый фильм, открещиваться от которого уже не придется.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
Денис Салтыков

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

ПРОКЛЯТИЕ МОНАХИНИ РОУЗ
WordPress: 12.2MB | MySQL:124 | 0,352sec