«Бугимен»: нечто под твоей кроватью
Этим летом в мировой прокат вышел «Бугимен» — мистический хоррор, основанный на рассказе Стивена Кинга. О том, насколько удачной оказалась очередная адаптация классика, читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Бугимен» / The Boogeyman (2023)
Режиссёр: Роб Сэвидж
Сценарий:Марк Хейман, Скотт Бек, Брайан Вудс, Стивен Кинг
Оператор: Эли Борн
Продюсеры: Дэн Коэн, Дэн Ливайн, Шон Леви и др.
На прием к психотерапевту Уиллу Харперу (Крис Мессина) приходит измождённый и явно напуганный Лестер Биллингс (Дэвид Дастмалчян), который рассказывает историю о том, как детей в его семье убило неведомое чудовище, приходящее по ночам. Встревоженный Уилл вызвает полицию, но к моменту её приезда уже требуются медики: Лестер кончает с собой прямо на глазах дочерей Харпера. Вскоре после этого девочки начинают ощущать в доме чьё-то враждебное присутствие и понимают, что монстр, о котором говорил Биллингс, поселился в их собственном доме.
Для начала надо сказать, что поклонникам Кинга от «Бугимена» не стоит ждать верности первоисточнику. Хотя кое-какие детали оригинального рассказа и сохранены, сюжет здесь полностью самостоятельный. Опираясь на концепт монстра, появляющегося только в темноте, сценаристы Скотт Бек и Брайан Вудс (авторы дилогии «Тихого места») вместе с Марком Хейманом (соавтором «Чёрного лебедя») неплохо соединили хоррор и драму. Поначалу темп событий довольно медленный, но где-то к середине фильма градус напряжения начинает расти, а Бугимен появляется чаще и действует агрессивнее, так что в плане динамики сценарий оформлен грамотно.
Драма, правда, получилась хоть и минимально правдоподобной, но с явно смещённым фокусом внимания. Тема преодоления потери близких (и семейной травмы вообще) обозначена широкими мазками — без особо глубокой проработки персонажей. Вся драматическая часть держится, по сути, на актёрских талантах Софи Тэтчер, играющей старшую дочь Сэди, в то время как младшая сестра Сойер и особенно Уилл остаются где-то на заднем плане.
Но зато сам Бугимен и его появления обставлены по большей части весьма эффектно. Дизайном монстр напоминает паука (в отличие от описанного Кингом утопленника, оставляющего мокрые следы), и в кульминационных сценах его показывают во всей красе. Как ни странно, даже CGI-рисовка монстра не портит, а скорее подчёркивает его ирреальность, добавляя стиля. Если по задумке фильм напоминает «И гаснет свет», то сам Бугимен в паре сцен отчётливо похож на Скрюченного Человека из второго «Заклятия». Оператор Эли Борн активно играет с источниками света, почти никогда не показывая монстра целиком, но заставляя работать воображение — и в целом такой подход работает. Одна из лучших сцен связана как раз с миганием телеэкрана во время игры в Playstation. Изломанный силуэт Бугимена медленно проявляется в отблесках ярких цветов, с каждым всполохом меняя положение… и подбираясь всё ближе к беззащитной Сойер.
К сожалению, именно с появлениями монстра связана главная проблема фильма. В некоторых эпизодах чувствуется серьёзный недостаток освещения, из-за чего нельзя толком рассмотреть не только монстра, но и происходящее вокруг него. Из-за этого саспенс в «Бугимене» работает либо через раз, либо слабее, чем мог бы, что особенно заметно в первых столкновениях с чудовищем. Что касается общих правил игры, то с ними тоже не всё гладко: хотя понятна логика появления Бугимена, почему в финале монстр оказывается настолько уязвимым для физического воздействия, будучи скорее призраком, чем существом из плоти и крови, — неясно. Равно как и не очень ясно, почему Сэди в определённый момент без малейших сомнений возвращается в дом, где её пытались убить — будто девочка только и ждёт подсказки сценариста.
Подобные мелочи не разрушают фильм целиком, и «Бугимен» по-прежнему способен удерживать внимание, однако назвать его выдающимся никак нельзя. Перед нами старательный, но всё же неровный и вполне типичный — пусть и не лишенный талантливо сделанных моментов — мистический хоррор.