«Герой наших снов»: скромные мечты и масштабные кошмары
В прокат выходит комедийный хоррор, в котором Николас Кейдж появляется в чужих снах и превращает их в кошмары. Каким получился один из самых изобретательных фильмов про сновидения и их неожиданные последствия, читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Герой наших снов» / Dream Scenario (2023)
Режиссёр: Кристоффер Боргли
Сценарий: Кристоффер Боргли
Оператор: Бенжамин Лоб
Продюсеры: Ари Астер, Николас Кейдж, Тайлер Кампеллоне, Джейкоб Джаффке, Ларс Кнудсен
Пол Мэттьюс (Николас Кейдж) — профессор биологии, живущий самой что ни на есть обычной жизнью: жена, двое детей, уютный дом, спокойная работа в колледже. Узнав, что старая знакомая регулярно видит его во снах и хочет написать об этом феномене статью, Пол соглашается… и внезапно становится звездой всемирного масштаба. Как выясняется, сотни и тысячи (если не миллионы) людей видят его в сновидениях, причём сам Пол ничего с этим сделать не может: его образ вновь и вновь возникает в чужих головах. До поры до времени известность не особенно беспокоит семью Мэттьюс, однако всё меняется, когда сны о Поле превращаются в коллективные кошмары. Студенты перестают ходить на его лекции из-за дискомфорта, друзья старательно избегают, но что хуже всего, за Полом начинают охотиться безумные хейтеры.
«Герой наших снов» — голливудский дебют норвежца Кристоффера Боргли. В прошлых проектах Боргли касался вирального маркетинга (псевдодокументалка «DRIB») и болезненной жажды славы (чёрная комедия «Тошнит от себя»). Эти же темы проскальзывают в сюжете его нового фильма, однако здесь на первом плане — исследование «культуры отмены». Хоррор, драма и сатира в «Герое наших снов» образуют на редкость гармоничное сочетание, постоянно подкрепляя друг друга.
Столь разнородные компоненты работают прежде всего за счёт выверенного сценария. Поначалу ситуация выглядит забавной: куча людей ни с того ни с сего встречает в своих снах заурядного профессора, который сам не понимает, что происходит. Мэттьюса осаждают репортеры, соцсети забиты обсуждением снов с его участием, а рекламщики хотят превратить Пола в самый узнаваемый бренд на планете. Но по мере развития событий комичного становится всё меньше, а тревога нарастает. Пол вскоре понимает, что теряет контроль над своей жизнью из-за того, что невольно появляется в чужих снах. Боргли превосходно эксплуатирует весь потенциал этой нелепой, но угрожающей ситуации, показывая, насколько сложно знаменитости влиять на собственный образ в медиа.
«Герой наших снов» в этом смысле насквозь пронизан медленно нарастающим, но всепроникающим саспенсом, причём нагнетается он мастерски. Даже банальный разговор по телефону здесь может кончиться обмороком, а степенная пробежка по району — игрой на выживание с психопатом. Некоторые хоррор-сцены так и вовсе напоминают «Кошмар на улице Вязов». Невзрачный очкарик Пол с размаху пробивает черепа молотком и душит жертв голыми руками, заставляя людей по всему миру просыпаться в холодном поту. Львиная доля напряжения тут создаётся благодаря контрасту между безобидной внешностью и неудержимой яростью, что отлично передаётся в игре Кейджа.
Главная звезда — второй важнейший плюс фильма. Кейдж своей ролью в очередной раз раскрывает все основные грани неподражаемого таланта. Если по сценарию и атмосфере «Герой наших снов» — гибрид хоррора и чёрной комедии, то именно актёрская работа Кейджа придаёт этой комбинации драматическую глубину. Пол Мэттьюс выглядит робким, затравленным (иногда и вовсе жалким), но безоговорочно симпатичным героем, против своей воли попавшим в эпицентр медийного внимания и вынужденным радикально переосмыслить свою жизнь. Остальные участники актёрского ансамбля, по большому счёту, лишь оттеняют Кейджа, подчёркивая те или иные аспекты сюжета. Особо стоит выделить только Джулианну Николсон (за роль в сериале «Мейр из Исттауна» она получила «Эмми»), которая здесь играет невротичную жену Мэттьюса. На динамике в отношениях семейной пары строится немалая часть сюжета, так что благодаря тандему Кейджа и Николсон история Мэттьюсов выглядит не только тревожной, но и трогательной.
При этом саспенс, нарастающий по мере повышения градуса абсурда, не исчезает из фильма почти до самого конца, когда «сонный» феномен получает неожиданное развитие. Здесь же проясняется центральная тема фильма: Боргли демонстрирует уязвимость, порождаемую «культурой отмены» в обществе, где любой человек, внезапно попавший под град обвинений, зачастую лишается даже возможности возразить тем, кто слушается голоса эмоций, а не доводов разума. «Герой наших снов», как и многие хорошие хорроры, ставит неудобные, но жизненно важные вопросы — и даже за его мягкой иронией всегда чувствуется раздражающий холодок страха.