Джоко Анвар — лицо современного брутального индонезийского хоррора
На съёмках «Заклятье: Тринадцатый этаж»

Джоко Анвар — лицо современного брутального индонезийского хоррора

Совсем скоро на экраны выйдет «Ведьма: Деревня проклятых», хоррор Джоко Анвара — одного из самых умных режиссёров Азии. Артём Петров решил вспомнить, какой многожанровый путь прошёл будущий постановщик ради достижения своей мечты и столь почётного звания.


Индонезийскому хоррору пришлось пройти сложный и многогранный путь. Едва не умерев в зародыше в условиях бездарной попытки строительства коммунизма, он получает рождение при военной диктатуре в период Нового Порядка. В конце 60-х годов пришлось начинать с дешёвых низкопробных фильмов ужасов (к тому же зачастую копирующие западные оригиналы), преимущественно ориентирующихся на фольклорном наследии страны лишь для того, чтобы в конечном итоге перерасти в самобытные работы, в которых актуальные темы удачно совмещены со старинными легендами.

Именно в таких условиях рос Джоко Анвар. Как сам будущий режиссёр фильмов ужасов признаётся в интервью, ему приходилось терпеть крайне неблагоприятную среду, поэтому он нашёл спасение в просмотре кинофильмов: от малобюджетных боевиков про кунг-фу до хорроров. Именно последнее оказало влияние на формирование его будущей личности. Увидев фильм «Раб Сатаны» Сисворо Гаутамы Путры, он чётко для себя решил, что в будущем не ограничится просмотром кинолент — он будет их снимать.


Первые работы

«Раб Сатаны» / Pengabdi Setan, 1980, реж: Сисворо Гаутама Путра

Не отказался Анвар от мечты, даже когда родители из-за недостатка денег вместо киношколы отдали его на обучение в Технологический институт Бандунга, где пришлось изучать аэрокосмическую технику. Выпустившись, Джоко стал работать сначала журналистом, потом кинокритиком и ассистентом режиссёра, а в конечном итоге случилось судьбоносное знакомство с постановщицей Ниа Ди Натой. Вместе они написали сценарий к фильму «Арисан!», который до сих пор считается самым успешным проектом в её карьере. Зарекомендовав себя, Анвар впервые выступил в качестве режиссёра романтической комедии «Обещание Джонни», после чего о нём заговорили, как о подающем надежды молодом кинематографисте. И он постарался их оправдать, заодно перейдя к осуществлению своего самого заветного желания — снимать фильмы ужасов.

«Мёртвое время: Кала» — дебют Джоко Анвара в жанре хоррор. Сценарий основан на индонезийской легенде 12 века про справедливого короля, известного как Рату Адил. Режиссёр заключил эту историю в оболочку неонуара, объединив основные элементы жанра с национальным колоритом. Нет здесь традиционного циничного детектива в качестве центрального персонажа, пытающегося распутать сложную криминальную сеть, попутно попадая в ловушку роковой красавицы. Зато есть два персонажа, которым предстоит поделить данные функции. Журналист-нарколептик, страдающий от неразделённой любви, и брутальный полицейский в плаще сыщика из более классических нуарных фильмов 40-х. Опираясь на свою собственную честь и желание раскрыть правду, им предстоит погрузиться с головой в окутанный тьмой омут, где обитают самые ужасные черти: от сошедших с ума от жадности и безнаказанности политиков до сверхъестественной сущности, способной уничтожить любого, кому не посчастливится встать на её пути. К мрачному настрою располагает и город, в котором разворачивается основное действие фильма: отсутствие ярких цветов (даже солнечный свет приглушён и имеет тёмные оттенки), проливные дожди, прокуренный подпольный бар.

На съёмках «Гундала: Сын молнии» / Gundala, 2019

При этом мрачный и без того депрессивный настрой усиливают традиционные элементы фольклора, породившие Пиндоро — одного из самых жутких и необычных образов сверхъестественной сущности в кинематографе. Обитающий во тьме, призрак бледного человека в набедренной повязке. Перемещаясь словно паук, он настигает жертву, но не убивает её, а лишь служит предвестником ужасной кончины. Уничтожить его или сбежать невозможно. Если ты стал объектом его внимания, на спасение не стоит рассчитывать. Не имеет значения, невинна жертва или заслужила смерть. Её жизнь в любом случае обесценивается, ибо цель духа куда более значима и масштабна.

«Мёртвое время: Кала» наглядно показал, что Анвар выбрал верное направление. Его ждал очень тёплый приём у критиков: из 7 номинаций на 27-ой церемонии премии Citra Awards фильм выиграл 3, на премии MTV Indonesia Movie Awards получил 2 номинации, а журнал Sight & Sound, издаваемый Британским институтом кино, и вовсе назвал Джоко одним из самых умных режиссёров Азии.


Рождение мастера ужасов

Успех «Мёртвого времени» доказывает, что постановщик нашёл свою нишу и надо просто работать в том же направлении. Но он не стал загонять себя в рамки и начал экспериментировать с другими хоррор-направлениями. Следующий фильм «Запретная дверь» — триллер без традиционных фольклорных элементов Индонезии, выполненный в духе работ Дэвида Линча. Сюрреалистичный слоубёрнер на грани между сном и явью, оставляющий множество вопросов без ответа. Зато свойственное для индонезийских ужасов ультранасилие на месте: зрителей ожидает одна их самых жестоких и кровавых сцен в фильмографии режиссёра.

«Запретная дверь» / Pintu Terlarang, 2009

«Аномальный вид» — уже самый настоящий слэшер. Нужно отметить, что и ранее в Индонезии предпринимались попытки работать с поджанром, и результат был весьма удачным. К примеру, «Дара» Кимо Стамбола и Тимо Тьяджанто (причем как короткометражная, так и полнометражная версия) представляет собой аналог западного слэшера, отлично подражающий оригинальной «Техасской резне бензопилой» со свойственными клише.

В свою очередь, Анвар взял за основу классическую западную фабулу про серийного убийцу, нападающего на отдыхающих в лесу. Только наполнил свой сюжет необычным содержанием, призванным ломать штампы. Вместо безмозглой молодёжи, состоящей преимущественно из тридцатилетних мужчин и женщин — обычная семья, к которой испытываешь сочувствие. Само нападение не показано, и все основные события происходят позже, создавая долю интриги. Самое главное, что убийства имеются… а убийца — нет! Происходящее напоминает абсурдный ночной кошмар, из которого хочется как можно скорее выбраться. Это отпугивает многих зрителей, однако финал даёт все ответы на вопросы и расставляет все точки над i.

Но к своей заветной мечте — отдать дань уважения «Рабу Сатаны» — Джоко ещё очень долго не мог приблизиться. Ещё в начале своей карьеры постановщик уговаривал студию Rapi Films позволить ему возглавить данный проект, несмотря на то, что к нему уже был прикреплён другой человек. В конечном итоге продюсер Сунил Самтани принял видение Анвара, и съёмки «Слуг Сатаны» начались.


Мечта, ставшая реальностью

«Слуги Сатаны» / Pengabdi Setan, 2017

Сюжет оригинала отражал коллективное сознание жителей страны, которые не ощущали своей индивидуальности, но чувствовали себя частью определённой группы, в том числе и религиозной. Потому главных героев сложно описать как живых людей, обладающих своим собственным характером. Из-за этого они полностью беспомощны перед злом и только вооруженный искренней верой в Аллаха имам способен помочь им спастись.

Анвар сделал всё наоборот. Оставив лишь основную сценарную фабулу про семью и несколько самых зрелищных сцен (вроде автомобильной аварии, в которой эффектно погибает один из второстепенных персонажей), он полностью переработал содержание. В современном мире религиозные нормы больше не должны подавлять индивидуальность человека, а потому роль имама была сведена к минимуму. Теперь он не способен оказать главным героям помощь в борьбе со сверхъестественной силой, зато избравший научный подход журналист сумел не только изучить антагониста, но и оказать персонажам огромную помощь в спасении.

Ремейк прошёл с огромным успехом. При скромном бюджете в 150 тысяч лента собрала чуть больше 16 миллионов долларов. Это стало важным фактором в принятии решения о съёмках сиквела. «Слуги Сатаны 2: Причастие» вышел в 2022 году и стал первым фильмом, получившим официальный российский прокат под локализованным названием «Заклятие: Тринадцатый этаж».

На съёмках «Заклятье: Тринадцатый этаж» / Pengabdi Setan 2: Communion

Сиквел стал более глубоким на фоне первой части, так как Анвар затронул историю родины, включая тему урбанизма и преступлений, совершённых правительством Индонезии во времена Нового Порядка. Действие разворачивается в Джакарте середины 1980-х годов, в то время переживавшей период сильной застройки. Место основного действия переместилось из небольшого домика в полуразвалившийся жилищный комплекс, представляющий собой огромный человеческий муравейник — запутанный лабиринт, через который нужно пробиваться на пути к собственному спасению. В этом плане фильм очень часто сравнивают с «Рейдом», другим шедевром Индонезии, но от мира боевиков.


Эксперименты с жанрами и ролями на площадке

Но не одним «Рабом Сатаны» Анвар един, как говорится. Он приложил руку и к другой классике индонезийских ужасов, «Королеве Черной магии», но лишь в качестве сценариста. Оригинальный фильм представляет собой стандартный хоррор того времени со свойственными достоинствами (отличные практические эффекты и сцены насилия) и вышеупомянутыми недостатками, к которым добавились сюжетные твисты, больше свойственные индийскому кинематографу. Ремейк стал совершенно иной картиной: осталась только фабула, связанная с местью. В остальном он соответствует современным представлениям Индонезии о жанре — мрачный и практически бескомпромиссный, включающий в себя элементы фольклорной чёрной магии, брутальное ультранасилие, инсектофобию и адекватные сюжетные твисты.

В том же 2019 году вышел «Ад женщины» (в апреле фильм доберётся до российского проката под названием «Ведьма: Деревня проклятых»). Проект получился прямым отражением оригинального названия. Через детективную историю, в которой молодая девушка изучает своё туманное прошлое, раскрывается ужасающее проклятие, ставшее настоящим адом обычной женщины со своими мечтами, которые разрушаются самым жестоким и бесчеловечным образом из всех возможных. Жестоко, кроваво и очень брутально.

На съёмках «Гундала: Сын молнии» / Gundala, 2019

Постановщику всегда было интересно изучать индонезийское общество через своё творчество, а потому он не боится экспериментировать с другими жанрами. Наиболее интересным примером является «Гундала: Сын Молнии», первый супергеройский экшн из Индонезии. Ранее в стране выходили только комиксы. Один фотограф по имени Искандер Салим даже пошёл на хитрость, чтобы привлечь внимание кинематографистов к проблеме, сделав, таким образом, первый шаг к появлению супергеройского кино на своей родине. Мужчина выложил на своих страницах в социальных сетях фейковые фотографии с несуществующей съёмочной площадки экранизации популярного индонезийского комикса, после чего автору оригинального произведения Харии Хасми предложили снять боевик уже реальные продюсеры.

Даже незнакомому с оригинальным комиксом зрителю, «Гундала» покажется вольной адаптацией популярной видеоигры «Infamous», смешанной с историей классического супергероя, ставшего на защиту бедных и угнетённых. Как и Коул МакГрат, Санчак является мастером рукопашного боя и получает свои силы от электричества, а также находится на перепутье. Но не героя и злодея, а героя и эгоиста. Улицы научили его одной простой истине: остаться в живых можно только если игнорировать страдания остальных, в то время как отец говорил об обратном. Какой смысл в жизни, если ты отказываешься помогать другим? В этом случае следить за становлением супергероя оказалось не менее интересно, чем за последующим противостоянием злодею, которое может похвастаться зрелищным экшеном и намёками на будущую киновселенную, созданную по образу Marvel, но картина может огорчить зрителей стандартными клише, которые начнут проявляться со второго акта.


Телевидение и планы на будущее

«Фольклор» / Folklore, 2018 — 2021 (1 сезон, 1 эпизод, «Материнская любовь»)

Среди крайне редких работ Анвара для телевидения тоже можно найти что-то интересное. Он работал над первым сезоном «Полумиров», а скоро выйдет его новый проект «Nightmares & Daydreams». Но самым примечательным его сериалом стал «Фольклор», разработанный для HBO Asia. Суть этой антологии в том, что представители разных стран Азии сняли истории, отражающие суеверия и мифы их родины.

Анвару выпала честь представлять Индонезию. Его сегмент, получивший название «Материнская любовь», представляет собой адаптацию легенды Веве Гомбель, женщины-призрака, похищающей детей. Она отлично подошла для иллюстрации социального комментария про бедность и судьбы матерей-одиночек, которые зачастую не в состоянии обеспечить своих детей всем необходимым и они вынуждены идти на отчаянные шаги в попытке освободить потомство от страданий, а себя — от бремени. В свою очередь Джоко старается напомнить, что сила материнской любви безгранична.

«Ведьма. Деревня проклятых» / Perempuan tanah jahanam, 2019

На протяжении долгого времени Джоко имел популярность исключительно у себя на родине, и если его фильмы и попадали на экраны запада, то лишь в рамках различных кинофестивалей. Ситуация начала меняться в лучшую сторону. Картины режиссёра появляются в популярном стриминговом сервисе Shudder, специализирующемся преимущественно на хоррор тематике, а другие страны начинают закупать права для показов в кинотеатрах. В 2024 году на большие экраны в России должны выйти два ранних проекта — «Ведьма. Деревня проклятых» и «Слуги Сатаны», а в мировом прокате состоится премьера новой работы — «Могильные муки». Анвар не собирается останавливаться на достигнутом и по-прежнему активно работает в своём любимом жанре, продолжая радовать фанатов хорроров со всего мира.


Читайте также:

«Заклятье: 13-ый этаж»: жизнь на костях

Share on VK
Артем Петров

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.07MB | MySQL:112 | 1,127sec