«Фанат»: Не буди во мне гика
Джон Траволта сыграл в новом фильме Фреда Дёрста (известного в том числе как фронтмен группы Limp Bizkit) «Фанат», и это лучшая роль Траволты за последние несколько лет.
«Фанат» / The Fanatic (2019)
Режиссер: Фред Дёрст
Сценаристы: Дэйв Бекерман и Фред Дёрст
Оператор: Конрад У. Холл
Продюсеры: Оскар Генерале, Дэниэл Гродник, Билл Кенрайт и другие
«Фанат» Фреда Дёрста — лучший, по мнению кинокритиков, фильм с Джоном Траволтой со времен его памятного участия в вестерне Тая Уэста «В долине насилия» (2016). Ради этого гордого звания картине достаточно было набрать 18% на Rotten Tomatoes, ведь ни одной из предыдущих пяти (!) работ актера не удалось подняться выше 0%.
В «Фанате» Траволта с нетипичной самоотдачей играет мужчину по прозвищу Лось — одержимого коллекционера голливудского реквизита и звездных автографов, по всем видимым признакам страдающего синдромом Аспергера. Когда Лось нервничает, то совершает ритуал: чешет за ухом и нюхает пальцы. Из одежды он предпочитает широкие шорты и яркую рубашку с принтом из кадров любимых хорроров — Лось не раз с гордостью отмечает, что это единственная такая рубашка в мире. Увы, есть у персонажа и серьезные проблемы с коммуникацией: мало какой разговор с продавцами или случайными прохожими (Лось зарабатывает на жизнь странным уличным перформансом в костюме английского бобби) не заканчивается срывом на крик и истерикой. К окончательному слету с катушек его подталкивает встреча с любимым хоррор-актером (скорее противный, чем харизматичный Девон Сава), который отказывается дать ему автограф.
Для лидера группы Limp Bizkit Фреда Дёрста триллер «Фанат» вовсе не стал режиссерским дебютом, как можно по незнанию предположить: это уже третья полнометражная картина в неожиданно эклектичной фильмографии постановщика — после инди-драмы с Джесси Айзенбергом «Образование Чарли Бэнкса» (2007) и спортивной комедии с Айс Кьюбом «Аутсайдеры» (2008). В «Фанате» главенствует дух кино категории «Б», низшие точки в этой работе Дёрста — это, например, кислотное оформление начальных титров и сцена, где отец на полном серьезе предлагает сыну послушать в машине «Бизкитов» просто потому, что это классная группа. В «Фанате» чувствуется набитая рука режиссера: фильм до самого конца сохраняет интригу, монтаж динамичен и выразителен, а юмор не настолько неумышленный, как может показаться.
Главный плюс картины — в образе заглавного героя. Траволта оказывается исполнителем не просто эпатажным, но и весьма чувствительным и даже по-серьезному драматическим. В то время как в большинстве триллеров о затюканных задротах (можно не ходить далеко и припомнить «Джокера», недавнего победителя Венецианского кинофестиваля) рано или поздно антигерои превращаются в кровожадных психопатов, Дёрст до самого кровавого конца сохраняет ощущение, что Лось просто не понимает, что творит, и его нужно скорее пожалеть, чем осудить.
Настоящим злодеем этой нетривиальной жанровой истории становится именно голливудская звезда, что в случае с Дёрстом выглядит особенно радикальным решением. Он утверждает, что написал сценарий на основе собственного опыта столкновения с сумасшедшим фанатом. В это легко поверить: все-таки на популярных жанровых клише «Фанат» точно не основывается, так что почему бы не представить, что психологические хорроры категории «Б» могут быть художественным отражением реальной жизни.