«Воображаемый друг»: плюшевая угроза
В мировой прокат вышел мистический хоррор Джеффа Уодлоу о забытом (и очень злом) плюшевом медведе «Воображаемый друг». Дмитрий Соколов рассказывает, каким получился фильм про опасный побег из волшебного мира детства.
«Воображаемый друг» / Imaginary (2024)
Режиссёр: Джефф Уодлоу
Сценарий: Джефф Уодлоу, Грег Эрб, Джейсон Оремлэнд
Оператор: Джеймс МакМиллан
Продюсеры: Джейсон Блум, Пол Уддо, Джефф Уодлоу, Шон Албертсон, Пейдж Пембертон, Гэррет Рэтлиф Хенсон, Райан Турек, ДеВанда Уайз
Детская писательница Джессика (ДеВанда Уайз) вместе с мужем Максом (Том Пэйн) и его дочерьми вернулась в дом своего детства. Пока старшая сестра Тейлор (Тэджен Бёрнс), рвётся на свидания, младшая сестра Алиса (Пайпер Браун) исследует новое жилище, и находит в подвале потрёпанного плюшевого мишку Чэнси. Миляга-медведь становится для девочки лучшим другом, а Джессика постепенно подмечает всё больше тревожных странностей в поведении Алисы. Однажды Джессика понимает, что вымышленный друг — не плод фантазии ребёнка, а вполне реальный персонаж, на долгие годы забытый в воображаемом мире, и теперь он жаждет любой ценой забрать туда свою новую знакомую.
Джефф Уодлоу не впервые обращается к теме опасных игр воображения. Уже в дебютном «Волке_одиночке» (2005) он работал с сюжетом про выдуманного ради шутки маньяка, который внезапно оказался реальным человеком, а в «Правде или действии» (2018) соединил безобидное развлечение на спор с чередой смертей в духе «Пункта назначения». Да и его «Остров фантазий» (2020) обыгрывал тему мечты, обернувшейся кошмаром. Но все эти работы приметны тем, что заявленная в них яркая идея в ходе реализации стремительно бледнеет. Увы, не стал исключением и «Воображаемый друг», что вдвойне обидно, поскольку из всех проектов Уодлоу именно здесь самый амбициозный базовый концепт.
Впрочем, сначала «Воображаемый друг» выглядит схематичным, но сноровисто собранным семейным хоррором. Сюжет чётко сфокусирован на отношениях Джессики и Алисы, которых (не самым очевидным образом) связывает зловещий медвежонок, а грамотно выстроенный сценарий постепенно раскрывает всё больше деталей из тяжелого прошлого главной героини. Да, все персонажи оформлены максимально шаблонно, из-за чего линия с детской травмой Джессики выглядит блеклой, а её близкие — ходячими наборами клише. Но такой подход мог бы легко компенсироваться центральной идеей, которая по мере развития событий выходит далеко за пределы истории про злобного медвежонка-абьюзера.
Если обойтись без спойлеров, то «Воображаемый друг» под финал оказывается не столько рассказом про опасную игрушку-призрака, сколько мрачной сказкой о силе детского воображения, способного генерировать безграничные миры под любой кроватью, в любом тёмном углу и за любой неизвестной дверью. В руках визионеров-сказочников вроде Гильермо дель Торо или Тима Бёртона такой концепт мог бы превратиться в захватывающий спектакль страхов, фантазий и чудовищ. К сожалению, Джефф Уодлоу не может встать рядом даже с тенями этих авторов, и грандиозный размах идеи подрывается фатальной анемичностью её исполнения. Всё, на что хватает режиссёра, — одна локация-лабиринт плюс парочка монстроузных образов «воображаемого друга», которые суммарно мелькают в паре-тройке сцен секунд на десять.
Вдобавок в фильме про гибкость детской мысли и страшные оживающие сказки на редкость мало саспенса. А тот, что есть — подаётся настолько лениво, что начинаешь подозревать Уодлоу в преступной халатности. При том, что сценарий даёт широчайший простор для игр с размытием реальности (и даже содержит минимум один неплохой твист на эту тему), потенциал почти всегда и везде остаётся нераскрытым. И дело не в крошечном бюджете или ограничениях «детского» рейтинга PG-13, а в творческой беспомощности постановщика. В сравнении с «Воображаемым другом» недавняя малобюджетная работа «Кошмары лунного сада» (вполне добротная даже сама по себе) выглядит вершиной авторского хоррора. И до этого уровня Джефф Уодлоу даже не попытался добраться, остановившись где-то у самого подножия.