«Кошмары лунного сада»: иди на мой голос


ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

«Кошмары лунного сада» добрались до кинотеатров бесшумно, будто не желая спугнуть ужасающие сны своей юной рыжеволосой героини. Наташа Анопа проливает свет на хоррор «жуткой красоты» и сравнивает его то с «Запредельем» Тарсема Сингха, то с австралийской картиной «Блейз» Дель Кэтрин Бартон, приглашая зрителей в мир кошмаров маленькой девочки, застывшей в коме.


«Кошмары лунного сада» / Moon Garden (2022)

Режиссёр: Райан Стивенс Харрис
Сценарий: Райан Стивенс Харрис
Оператор: Дэйв Мейерс
Продюсеры: Джон Майкл Эльферс, Коллин Харрис, Райан Стивенс Харрис, Кен Локсманди, Уилл Секстон


Жизнь пятилетней Эммы замирает после того, как она падает с лестницы во время ссоры родителей. Оказавшись в коме, девочка начинает жуткое схождение в подземелье своего сознания, выстроенное из обломков воспоминаний и населённое не самыми дружелюбными проекциями.

Детство Эммы нельзя назвать несчастливым, но в то же время, оно не срисовано с поздравительных открыток и красочных книжек.

Рыжеволосая девочка с не по годам серьёзным лицом смотрит на мир огромными глазами и, кажется, видит всё. Но когда её сбрасывает в тёмный колодец, в глазницы проникает тьма, а тревожные впечатления, покрытые тёмной вуалью, превращаются в чёрные дыры и поглощают весь свет.

Её кома работает так же, как и сны любого человека: она пережёвывает, перемалывает и перерабатывает ранее увиденное и услышанное. Даже полотно Дали оживает, только вместо слонов пустыню рассекает огромный носорог. Воображение Эммы захватывает и то, что ей тяжело объять своим пониманием: в сумрачном воображариуме она сталкивается с вымышленным будущим мужем и взрослой версией себя. Ранее непонятные предметы обретают очертания, сказки пульсируют и загустевают, а полуживые-полуреальные гости либо слишком страшны, либо слишком случайны.

Эмма идёт на голоса родителей, её рация превращается в компас, но подкожный мир сновидений так просто её не отпустит. Какова цена свободы, не знает никто — ни Эмма, ни её родители, ни отстранённые жители подлунного мира.

«Кошмары лунного сада» декорационно и стилистически напоминают детские антисказки из 80х и 90х : зритель запросто уловит отголоски «Города потерянных детей», иногда — «Запределья», а иногда — «Лабиринта Фавна».

Концепция раскола мира на сны и не сны схожа с «Бумажным домом», а красочная сновиденческая фантасмагория параллелится со снятым примерно в тот же период Blaze. Вот только в отличие от многослойного Blaze кошмар Эммы выстроен не на травмах, а на тревогах. Сумрачный мир отражает скрытую тёмную природу вещей — как материальных, так и нематериальных, но наивных в свой простоте.

Скрипя и похрустывая, картина рвётся к зрительскому сердцу, вместо двигателя у этой машины — энтузиазм создателей и разнообразие практических эффектов. Стимпанковский подвал, выстроенный из медных труб и наполненный диковинными машинами, грязные ванные и туалеты, словно телепортированные из ада, и эстетика гранж создают антиуют, и фильм выглядит стилистически устаревшим будто бы намеренно.

За занавесом остаётся вопрос: для чьих струн души написали эту мелодию? Ведь для детей фильм чересчур мрачный, а взрослым не хватит дополнительных слоёв смысла и проводов, по которым передастся эмпатия. Однако, с другой стороны, картина может покорить своей жуткой красотой и выполнить функцию машины времени, вернув зрителя в мир, в котором любимые игрушки живее людей, тени на покрывале могут в любой момент обрести плоть, а неосторожно брошенные слова превратиться в монстров.

Share on VK
Наташа Анопа

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.02MB | MySQL:110 | 0,781sec