«Кошмары лунного сада»: иди на мой голос
«Кошмары лунного сада» добрались до кинотеатров бесшумно, будто не желая спугнуть ужасающие сны своей юной рыжеволосой героини. Наташа Анопа проливает свет на хоррор «жуткой красоты» и сравнивает его то с «Запредельем» Тарсема Сингха, то с австралийской картиной «Блейз» Дель Кэтрин Бартон, приглашая зрителей в мир кошмаров маленькой девочки, застывшей в коме.
«Кошмары лунного сада» / Moon Garden (2022)
Режиссёр: Райан Стивенс Харрис
Сценарий: Райан Стивенс Харрис
Оператор: Дэйв Мейерс
Продюсеры: Джон Майкл Эльферс, Коллин Харрис, Райан Стивенс Харрис, Кен Локсманди, Уилл Секстон
Жизнь пятилетней Эммы замирает после того, как она падает с лестницы во время ссоры родителей. Оказавшись в коме, девочка начинает жуткое схождение в подземелье своего сознания, выстроенное из обломков воспоминаний и населённое не самыми дружелюбными проекциями.
Детство Эммы нельзя назвать несчастливым, но в то же время, оно не срисовано с поздравительных открыток и красочных книжек.
Рыжеволосая девочка с не по годам серьёзным лицом смотрит на мир огромными глазами и, кажется, видит всё. Но когда её сбрасывает в тёмный колодец, в глазницы проникает тьма, а тревожные впечатления, покрытые тёмной вуалью, превращаются в чёрные дыры и поглощают весь свет.
Её кома работает так же, как и сны любого человека: она пережёвывает, перемалывает и перерабатывает ранее увиденное и услышанное. Даже полотно Дали оживает, только вместо слонов пустыню рассекает огромный носорог. Воображение Эммы захватывает и то, что ей тяжело объять своим пониманием: в сумрачном воображариуме она сталкивается с вымышленным будущим мужем и взрослой версией себя. Ранее непонятные предметы обретают очертания, сказки пульсируют и загустевают, а полуживые-полуреальные гости либо слишком страшны, либо слишком случайны.
Эмма идёт на голоса родителей, её рация превращается в компас, но подкожный мир сновидений так просто её не отпустит. Какова цена свободы, не знает никто — ни Эмма, ни её родители, ни отстранённые жители подлунного мира.
«Кошмары лунного сада» декорационно и стилистически напоминают детские антисказки из 80х и 90х : зритель запросто уловит отголоски «Города потерянных детей», иногда — «Запределья», а иногда — «Лабиринта Фавна».
Концепция раскола мира на сны и не сны схожа с «Бумажным домом», а красочная сновиденческая фантасмагория параллелится со снятым примерно в тот же период Blaze. Вот только в отличие от многослойного Blaze кошмар Эммы выстроен не на травмах, а на тревогах. Сумрачный мир отражает скрытую тёмную природу вещей — как материальных, так и нематериальных, но наивных в свой простоте.
Скрипя и похрустывая, картина рвётся к зрительскому сердцу, вместо двигателя у этой машины — энтузиазм создателей и разнообразие практических эффектов. Стимпанковский подвал, выстроенный из медных труб и наполненный диковинными машинами, грязные ванные и туалеты, словно телепортированные из ада, и эстетика гранж создают антиуют, и фильм выглядит стилистически устаревшим будто бы намеренно.
За занавесом остаётся вопрос: для чьих струн души написали эту мелодию? Ведь для детей фильм чересчур мрачный, а взрослым не хватит дополнительных слоёв смысла и проводов, по которым передастся эмпатия. Однако, с другой стороны, картина может покорить своей жуткой красотой и выполнить функцию машины времени, вернув зрителя в мир, в котором любимые игрушки живее людей, тени на покрывале могут в любой момент обрести плоть, а неосторожно брошенные слова превратиться в монстров.