«Коллекционер душ»: молчание — не золото
В прокате идёт «Коллекционер душ» режиссёра Сэма Цюа, переснявшего свой же фильм «Место молчания». Как остросоциальная драма сочетается здесь с захватывающим детективным триллером, рассказывает Артём Петров.
«Коллекционер душ» / Mo Sha (2024)
Режиссёр: Сэм Цюа
Сценарий: Сэм Цюа
Оператор: Чжан Ин
Продюсеры: Синла Чжан, Ли Цзе, Ян Цзюнь, Чжэн Чжихао и др.
2006 год. Расположенная на одном из островов Тихого океана школа для девочек Дзинь Хуань таит в себе множество секретов. Дочь школьной уборщицы Юйтунь подвергается жестоким издевательствам со стороны четырёх старшеклассниц. Так как одна из обидчиц — дочь директора школы, персонал закрывает на буллинг глаза. Вскоре все пять девушек бесследно исчезают. Ли Хань, мать Юйтунь, начинает собственное расследование и быстро выясняет, что за преступление несёт ответственность её сосед, таинственный разнорабочий Лин Зайфу. Попытка спасти детей приводит к раскрытию множества ужасных тайн.
В 2022 году вышел тайваньский триллер Сэма Цюа «Место молчания». При скромном бюджете он неплохо выступил в азиатских странах и на кинофестивалях. Благодаря этому режиссёра заметили в Китае, где ему предложили снять ремейк для китайской публики. Именно эта версия получила более широкий международный прокат и добралась до России.
Завязка «Коллекционера душ» могла бы послужить отличной основой для мистического сюжета, в котором призрак мёртвого ученика расправляется с виновниками своей гибели. Получилась бы типичная для азиатского кино структура — призраки, месть с того света и стандартный посыл любых историй про буллинг: «обижать других — плохо».
К счастью, Сэм Цюа выбрал другой путь. Историю мести, лишённую всего сверхъестественного, он использовал, чтобы раскрыть не менее важную проблему — политику молчания в заведениях. И ученики, и персонал прекрасно знают о вспышках насилия в стенах своих учреждений, но предпочитают никому об этом говорить. Проще игнорировать страдания одного, чем лишиться зоны комфорта. Но рано или поздно этому приходит конец и те, чьи рты были насильно закрыты, смогут разомкнуть губы и закричать от переполняющей боли и ненависти. И это услышит каждый, а если не повезет, то и почувствует на собственной шкуре.
В этот момент и чувствуется талант Сэма Цюа, как сценариста. Он раскрывает личность преступника, не доходя до середины фильма, но не строит из этой конструкции обратный детектив в стиле телесериалов «Коломбо» или «Лютер». Интрига по-прежнему есть, ведь не все карты выложены на стол — твистов достаточно много, чтобы продолжать удивлять. При этом к каждому из сюжетных поворотов подводят очень грамотно, не оставляя дыр и недосказанности.
Всё это сделано не просто для развлечения зрителя. Цюа хотел показать, что проблема намного шире, и если в учебных заведениях умирают дети, то за их пределами жертвами становятся взрослые. Спасти можно многих, и для этого не нужно становиться героем, способным одним ударом победить злодея. Достаточно просто не молчать.
«Коллекционер душ» удовлетворяет любой зрительский запрос. Он отлично работает и как остросоциальная драма, раскрывающая важные общественные проблемы, и в качестве увлекательного детективного триллера, способного удивить. При этом картина не распадается на части. Через развлекательные элементы у Сэма Цюа получается помочь зрителю задуматься и сделать правильные выводы.